Источник: Союзное вече
Союзное вече

На «Минскую» состав отправился

В московском метро долгожданное пополнение. 16 марта первые пассажиры отправились в путь с платформы, названной в честь белорусской столицы

Михаил ФРОЛОВ/kpmedia.ru

МЭР СКАЗАЛ: «ПОЕХАЛИ!»


Помимо «Минской», открылись еще «Раменки» и «Ломоносовский проспект».

Новый отрезок Калининско – Солнцевской линии связал с центром города жилые районы, где о метро в пешей доступности даже и не мечтали. Вместо бесконечных пересадок с одного вида транспорта на другой сел на поезд и через пятнадцать минут уже на Красной площади.

На символическом стартовом поезде вместе с метростроителями по новой ветке проехал мэр Москвы Сергей Собянин.

– Запускаем новую ветку протяженностью десять километров. Улучшилось транспортное обеспечение сотен тысяч москвичей, – заявил С. Собянин. – Эти объекты уникальны и будут служить сотни лет. Стройку не останавливаем. Метро пойдет дальше, и еще пятнадцать километров пути присоединятся к этой ветке.

БЕЗ ВЫХОДНЫХ И ПРАЗДНИКОВ

Строительство «Минской» продолжалось три года. Первый ковш земли под котлован экскаватор вынул в феврале 2014-го. Работали более пятисот человек. Без выходных и праздников. Все это время шумным хозяйством командовал начальник участка «Трансинжстрой» Виктор Кусков.

– «Минская» для меня уже третья станция. Но самая сложная, – рассказал он корреспонденту «СВ». – Работы пришлось вести в крайне стесненных условиях. Движение по Минской улице не перекрывали. Рядом природоохранная зона – не было возможности поставить краны. Многие материалы в буквальном смысле таскали под землю на своем горбу. Машины не могли подъехать – пришлось проложить специальный трехсотметровый бетонопровод, чтобы гнать по нему раствор.

Более всего хлопот доставил грунт, насыщенный влагой.

– Экскаватор ковшом зачерпнет, и тут же в этом месте образуется целое озеро. Откачивали насосами: запускали специальную пену под давлением, чтобы она удерживала влагу. Трудно было, но справились, – говорит Виктор Кусков.

– Правда, что у «Минской» есть невидимый второй этаж?

– Есть. Но он необычный. Как правило, основное оборудование ставят на поверхности поблизости от станции. Здесь такой возможности не было. Главные агрегаты смонтировали сверху, как бы вторым этажом.

– Когда спускают на воду корабль, разбивают о его борт бутылку шампанского. У строителей метро есть похожая традиция?

– Для нас это событие значит не меньше, чем спуск на воду нового судна. Но вот бить бутылки... Мы их лучше аккуратно откроем. И отметим сдачу объекта, только подземного.
СПРАВКА «СВ»

«Минская» относится к категории станций глубокого залегания. Максимальная глубина – 29 метров. Длина пассажирской платформы – 162 метра. Для отделки использовался гранит, глазурованные металлокерамические детали, панели из сверхпрочного стекла, нержавеющая сталь и алюминий. Для маломобильных людей и родителей с колясками есть отдельные входы с лифтами на платформу.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Людмила Добрынина, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам:

– То, что новая станция метро в Москве получила имя в честь столицы Беларуси, еще раз доказывает исключительно дружеские отношения между нашими народами. Это название из десятков других выбрали сами москвичи, проголосовав за добрососедские отношения. В мае в Москве пройдет заседание Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам. Обязательно прокачусь в метро до «Минской».

Дарья, студентка БГУ, 18 лет:

– Меня всегда удивляло, почему в Москве такой станции не было раньше. У нас ведь Союзное государство. И в Минске давно есть станция в честь столицы России. Посмотрела фотографии в интернете – класс! Буду в апреле в Москве, обязательно туда съезжу.

Людмила, продавец, 52 года:

– В Москве ведь есть и станция метро «Белорусская». Выходит, что «Минская» – вторая, связанная с нашей страной. Это очень здорово!

СЛОВО АРХИТЕКТОРАМ

И умная, и красивая

В оформлении одной из самых стильных «остановок» столичной подземки впервые использовали стереоэффект.

Проект разработали в творческой мастерской «Метрогипротранс», возглавляемой Леонидом Борзенковым.

– Самым первым пассажиром, оказавшимся на станции, стал двенадцатилетний мальчик. Надо было видеть его реакцию. Спустился по лестнице на платформу и буквально замер в изумлении, воскликнув: «Ух ты!». Для меня слова мальчишки – лучшая похвала.

– Вы довольны своей работой?

– Весь коллектив счастлив. Получилась именно такой, как мы ее представляли, когда сочиняли в чертежах. Честно скажу, в день открытия впервые увидел ее без всяких загородок и строительных лесов: все сверкает, поезда зашумели... Ощущение какого-то волшебства.

– Сейчас бы что-нибудь изменили в проекте?

– «Минская» не тот случай. Все легло практически идеально. В оформлении главенствует тема Великой Отечественной войны. Сам Минск – город-герой. Все это – в едином ключе нашей совместной истории. Красный цвет – очень активный, давали его дозированно.

Центром графической композиции стало изображение уникального берегового орудия из форта «Красная горка» в Кронштадте. Танки или самолеты – несколько банально. Пушка интереснее. Причем ее изображение не привинчено шурупами в одном месте, есть стереоэффект – перетекает в перспективе с одной колонны на другую. Такой прием в московском метро использован впервые.

– Стены с наклоном тоже для эффекта?

– Чтобы придать пространству динамичности. Прямоугольные стены и потолок – скучновато. Плюс ко всему такая конфигурация позволила решить кое-какие технологические задачи. Найти оптимальный компромисс между практичностью и красотой. На мой взгляд, «Минская» – одна из самых стильных станций столичной подземки.

Борис ОРЕХОВ

ДВЕРИ ОТКРЫВАЮТСЯ

Как «Волгоградская» стала «Московской»

Станцию, которой дали имя главного города России, открыли в Минске в 1984 году.

Поначалу ее хотели назвать «Волгоградской». А потом выбрали вариант – «Московская».


Пресс-служба Минского метрополитена
Оформлена с размахом, чтобы подчеркнуть масштаб и величие столицы огромной страны. Москву издавна именуют «белокаменной» и «златоглавой». Поэтому художники Валерий Довгало и Владимир Стельмашонок использовали три символических цвета: белый, золотой и темно-красный, как у Кремлевской стены.

Полы покрыты плитами из темно-красного гранита. Стены облицованы белым мрамором, на них нанесены силуэты достопримечательностей Москвы – Кремль, собор Василия Блаженного, Большой театр, МГУ, Исторический музей. Часы на торцевой стене – мини-копия курантов Спасской башни.

В Минске есть и улица Московская, расположенная в противоположном конце города. До сих пор многие гости белорусской столицы, не разобравшись, уезжают совсем не в ту сторону. Веселый факт давно стал городским анекдотом.

Анна КУРАК

ПЕРВОПРОХОДЦЫ

Сегодня – обычный билет, завтра будет раритет

Первые пассажиры пришли на открытие заранее, чтобы купить билетик и сохранить его на память.

Новая станция стала одной из самых ярких в подземке. Ярко-красный вход с буквой М виден издалека, словно маяк.
Михаил ФРОЛОВ/kpmedia.ru

Два алых козырька над входом на станцию видны издалека. Рядом день и ночь грохочет Минская улица. Легковушки, фуры, автобусы – бесконечный поток в оба конца.

Миновав турникет, спускаюсь вниз по широкой лестнице и словно попадаю в космический корабль в стиле хай-тек. В серебристо-алых тонах. В воздухе еще витает запах подсыхающей краски.

На чистенькой платформе пассажиры ждали первого поезда. И как в музее с интересом разглядывали потолок, стены и центральные колонны. Фокус и впрямь любопытный, со стереоэффектом.

Оформление посвящено Великой Отечественной – в двух шагах Парк Победы на Поклонной горе. Изображения, словно живые, перебегают с колонны на колонну. Если смотреть с одного края платформы на другой, видны пушки, гаубицы и другие военные машины. И – символичные цифры 41–45.

– Почему «Минская»? – спрашивает у мамы девочка лет пяти.

– Потому что построена на Минской улице. Обе названы в честь столицы Беларуси, страны, с которой мы как родные, – объяснила мама.

– Родные, как я с Кириллом?

– Да, похоже на вас с братиком, – рассмеялась женщина.

ЕСТЬ ВРЕМЯ НА СПОРТЗАЛ

На ближайшей скамейке две активные пенсионерки между собой обсуждают:

– Теперь к внукам буду ездить без проблем. А то эти автобусы с пробками всю душу выматывают.

– Специально пришли сегодня пораньше, чтобы купить билеты одними из первых. Положим в альбом и сохраним на память, – показала квитки москвичка Ирина Поспелова, живущая на соседней со станцией Староволынской улице.

Из вагона шумной толпой вывалили девчонки и парни лет по двадцать – студенты МГУ. Сразу стали щелкать на телефоны «минские» красоты.

– Пересядем с автобуса на поезд, сможем подольше поспа-а-ать, – потирает руки парень в синей ветровке.

– Ты, Сашок, можешь дрыхнуть, а я этот час лучше на спортзал потрачу, – натянула ему капюшон на голову подруга.

ВСЁ ПОД КОНТРОЛЕМ

Станция – огромное хозяйство. Интересно, кто тут всем рулит? В конце платформы – приоткрытая дверь. Сую туда свой любопытный нос. Кажется, попала по адресу. Кругом – кнопки, пульты, мигающие лампочки.

– Здесь наш, так сказать, техномозг, – объясняет начальник станции Мария Якуничева. – Отсюда же по громкой связи объявляем всю дополнительную информацию для пассажиров. В экстренном случае со специального пульта включим сигнализацию. В час ночи, когда со станции выходит последний пассажир, сотрудники техслужб начинают ее готовить к следующему дню – чистить, проверять все системы. Чтобы назавтра людям было приятно зайти. Ждем, что «Минской» будут пользоваться около двадцати тысяч человек в сутки.

Уже на обратном пути поймала себя на мысли, что в поезде, бегущем по новому тоннелю, намного тише, чем на старых ветках московской подземки. Можно спокойно разговаривать с соседом, не повышая голоса. Оказывается, рельсы уложены по новой бесшовной технологии. И колеса бегут плавно и бесшумно.

ПРОСЬБА НЕРАВНОДУШНОГО

Еще бы фото ветеранов добавить

В ожидании поезда замечаю немолодого мужчину – ходит, внимательно рассматривает рисунки на колонне через большую лупу, записывает что-то в блокнот. «Вот чудаку делать нечего!» – подумала я. И ошиблась. Оказалось, пенсионер Николай Миронов более сорока лет проработал проектировщиком в Моспромпроекте. Был спецом по тоннелям. Приехал убедиться, что современная станция ничуть не хуже советской классики.

– Сделано надежно, – похлопал он по колонне. – Функционально и красиво. Станция мне сразу понравилась. Удобные входы и выходы, широкая платформа. Пассажирам даже в час пик не придется жаться как селедкам в бочке, ожидая поезда. Важно и на случай эвакуации. Вентиляция – прекрасная. Гораздо лучше, чем на многих старых станциях. Военная тематика на колоннах – тоже идея хорошая. Но я на месте художников добавил бы еще фотографии ветеранов и красные гвоздики. Цветовую гамму они не нарушили бы, а смотрелось бы очень в тему.

Татьяна МЫСОВА

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?