МЭР СКАЗАЛ: «ПОЕХАЛИ!»
Помимо «Минской», открылись еще «Раменки» и «Ломоносовский проспект».
Новый отрезок Калининско – Солнцевской линии связал с центром города жилые районы, где о метро в пешей доступности даже и не мечтали. Вместо бесконечных пересадок с одного вида транспорта на другой сел на поезд и через пятнадцать минут уже на Красной площади.
На символическом стартовом поезде вместе с метростроителями по новой ветке проехал мэр Москвы Сергей Собянин.
– Запускаем новую ветку протяженностью десять километров. Улучшилось транспортное обеспечение сотен тысяч москвичей, – заявил С. Собянин. – Эти объекты уникальны и будут служить сотни лет. Стройку не останавливаем. Метро пойдет дальше, и еще пятнадцать километров пути присоединятся к этой ветке.
БЕЗ ВЫХОДНЫХ И ПРАЗДНИКОВ
Строительство «Минской» продолжалось три года. Первый ковш земли под котлован экскаватор вынул в феврале 2014-го. Работали более пятисот человек. Без выходных и праздников. Все это время шумным хозяйством командовал начальник участка «Трансинжстрой» Виктор Кусков.
– «Минская» для меня уже третья станция. Но самая сложная, – рассказал он корреспонденту «СВ». – Работы пришлось вести в крайне стесненных условиях. Движение по Минской улице не перекрывали. Рядом природоохранная зона – не было возможности поставить краны. Многие материалы в буквальном смысле таскали под землю на своем горбу. Машины не могли подъехать – пришлось проложить специальный трехсотметровый бетонопровод, чтобы гнать по нему раствор.
Более всего хлопот доставил грунт, насыщенный влагой.
– Экскаватор ковшом зачерпнет, и тут же в этом месте образуется целое озеро. Откачивали насосами: запускали специальную пену под давлением, чтобы она удерживала влагу. Трудно было, но справились, – говорит Виктор Кусков.
– Правда, что у «Минской» есть невидимый второй этаж?
– Есть. Но он необычный. Как правило, основное оборудование ставят на поверхности поблизости от станции. Здесь такой возможности не было. Главные агрегаты смонтировали сверху, как бы вторым этажом.
– Когда спускают на воду корабль, разбивают о его борт бутылку шампанского. У строителей метро есть похожая традиция?
– Для нас это событие значит не меньше, чем спуск на воду нового судна. Но вот бить бутылки... Мы их лучше аккуратно откроем. И отметим сдачу объекта, только подземного.
СПРАВКА «СВ»ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Минская» относится к категории станций глубокого залегания. Максимальная глубина – 29 метров. Длина пассажирской платформы – 162 метра. Для отделки использовался гранит, глазурованные металлокерамические детали, панели из сверхпрочного стекла, нержавеющая сталь и алюминий. Для маломобильных людей и родителей с колясками есть отдельные входы с лифтами на платформу.
Людмила Добрынина, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам:
– То, что новая станция метро в Москве получила имя в честь столицы Беларуси, еще раз доказывает исключительно дружеские отношения между нашими народами. Это название из десятков других выбрали сами москвичи, проголосовав за добрососедские отношения. В мае в Москве пройдет заседание Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам. Обязательно прокачусь в метро до «Минской».
Дарья, студентка БГУ, 18 лет:
– Меня всегда удивляло, почему в Москве такой станции не было раньше. У нас ведь Союзное государство. И в Минске давно есть станция в честь столицы России. Посмотрела фотографии в интернете – класс! Буду в апреле в Москве, обязательно туда съезжу.
Людмила, продавец, 52 года:
– В Москве ведь есть и станция метро «Белорусская». Выходит, что «Минская» – вторая, связанная с нашей страной. Это очень здорово!
СЛОВО АРХИТЕКТОРАМ
И умная, и красивая
В оформлении одной из самых стильных «остановок» столичной подземки впервые использовали стереоэффект.
Проект разработали в творческой мастерской «Метрогипротранс», возглавляемой Леонидом Борзенковым.
– Самым первым пассажиром, оказавшимся на станции, стал двенадцатилетний мальчик. Надо было видеть его реакцию. Спустился по лестнице на платформу и буквально замер в изумлении, воскликнув: «Ух ты!». Для меня слова мальчишки – лучшая похвала.
– Вы довольны своей работой?
– Весь коллектив счастлив. Получилась именно такой, как мы ее представляли, когда сочиняли в чертежах. Честно скажу, в день открытия впервые увидел ее без всяких загородок и строительных лесов: все сверкает, поезда зашумели... Ощущение какого-то волшебства.
– Сейчас бы что-нибудь изменили в проекте?
– «Минская» не тот случай. Все легло практически идеально. В оформлении главенствует тема Великой Отечественной войны. Сам Минск – город-герой. Все это – в едином ключе нашей совместной истории. Красный цвет – очень активный, давали его дозированно.
Центром графической композиции стало изображение уникального берегового орудия из форта «Красная горка» в Кронштадте. Танки или самолеты – несколько банально. Пушка интереснее. Причем ее изображение не привинчено шурупами в одном месте, есть стереоэффект – перетекает в перспективе с одной колонны на другую. Такой прием в московском метро использован впервые.
– Стены с наклоном тоже для эффекта?
– Чтобы придать пространству динамичности. Прямоугольные стены и потолок – скучновато. Плюс ко всему такая конфигурация позволила решить кое-какие технологические задачи. Найти оптимальный компромисс между практичностью и красотой. На мой взгляд, «Минская» – одна из самых стильных станций столичной подземки.
Борис ОРЕХОВ
ДВЕРИ ОТКРЫВАЮТСЯ
Как «Волгоградская» стала «Московской»
Станцию, которой дали имя главного города России, открыли в Минске в 1984 году.
Поначалу ее хотели назвать «Волгоградской». А потом выбрали вариант – «Московская».
Оформлена с размахом, чтобы подчеркнуть масштаб и величие столицы огромной страны. Москву издавна именуют «белокаменной» и «златоглавой». Поэтому художники Валерий Довгало и Владимир Стельмашонок использовали три символических цвета: белый, золотой и темно-красный, как у Кремлевской стены.
Полы покрыты плитами из темно-красного гранита. Стены облицованы белым мрамором, на них нанесены силуэты достопримечательностей Москвы – Кремль, собор Василия Блаженного, Большой театр, МГУ, Исторический музей. Часы на торцевой стене – мини-копия курантов Спасской башни.
В Минске есть и улица Московская, расположенная в противоположном конце города. До сих пор многие гости белорусской столицы, не разобравшись, уезжают совсем не в ту сторону. Веселый факт давно стал городским анекдотом.
Анна КУРАК
ПЕРВОПРОХОДЦЫ
Сегодня – обычный билет, завтра будет раритет
Первые пассажиры пришли на открытие заранее, чтобы купить билетик и сохранить его на память.
Новая станция стала одной из самых ярких в подземке. Ярко-красный вход с буквой М виден издалека, словно маяк.
Два алых козырька над входом на станцию видны издалека. Рядом день и ночь грохочет Минская улица. Легковушки, фуры, автобусы – бесконечный поток в оба конца.
Миновав турникет, спускаюсь вниз по широкой лестнице и словно попадаю в космический корабль в стиле хай-тек. В серебристо-алых тонах. В воздухе еще витает запах подсыхающей краски.
На чистенькой платформе пассажиры ждали первого поезда. И как в музее с интересом разглядывали потолок, стены и центральные колонны. Фокус и впрямь любопытный, со стереоэффектом.
Оформление посвящено Великой Отечественной – в двух шагах Парк Победы на Поклонной горе. Изображения, словно живые, перебегают с колонны на колонну. Если смотреть с одного края платформы на другой, видны пушки, гаубицы и другие военные машины. И – символичные цифры 41–45.
– Почему «Минская»? – спрашивает у мамы девочка лет пяти.
– Потому что построена на Минской улице. Обе названы в честь столицы Беларуси, страны, с которой мы как родные, – объяснила мама.
– Родные, как я с Кириллом?
– Да, похоже на вас с братиком, – рассмеялась женщина.
ЕСТЬ ВРЕМЯ НА СПОРТЗАЛ
На ближайшей скамейке две активные пенсионерки между собой обсуждают:
– Теперь к внукам буду ездить без проблем. А то эти автобусы с пробками всю душу выматывают.
– Специально пришли сегодня пораньше, чтобы купить билеты одними из первых. Положим в альбом и сохраним на память, – показала квитки москвичка Ирина Поспелова, живущая на соседней со станцией Староволынской улице.
Из вагона шумной толпой вывалили девчонки и парни лет по двадцать – студенты МГУ. Сразу стали щелкать на телефоны «минские» красоты.
– Пересядем с автобуса на поезд, сможем подольше поспа-а-ать, – потирает руки парень в синей ветровке.
– Ты, Сашок, можешь дрыхнуть, а я этот час лучше на спортзал потрачу, – натянула ему капюшон на голову подруга.
ВСЁ ПОД КОНТРОЛЕМ
Станция – огромное хозяйство. Интересно, кто тут всем рулит? В конце платформы – приоткрытая дверь. Сую туда свой любопытный нос. Кажется, попала по адресу. Кругом – кнопки, пульты, мигающие лампочки.
– Здесь наш, так сказать, техномозг, – объясняет начальник станции Мария Якуничева. – Отсюда же по громкой связи объявляем всю дополнительную информацию для пассажиров. В экстренном случае со специального пульта включим сигнализацию. В час ночи, когда со станции выходит последний пассажир, сотрудники техслужб начинают ее готовить к следующему дню – чистить, проверять все системы. Чтобы назавтра людям было приятно зайти. Ждем, что «Минской» будут пользоваться около двадцати тысяч человек в сутки.
Уже на обратном пути поймала себя на мысли, что в поезде, бегущем по новому тоннелю, намного тише, чем на старых ветках московской подземки. Можно спокойно разговаривать с соседом, не повышая голоса. Оказывается, рельсы уложены по новой бесшовной технологии. И колеса бегут плавно и бесшумно.
ПРОСЬБА НЕРАВНОДУШНОГО
Еще бы фото ветеранов добавить
В ожидании поезда замечаю немолодого мужчину – ходит, внимательно рассматривает рисунки на колонне через большую лупу, записывает что-то в блокнот. «Вот чудаку делать нечего!» – подумала я. И ошиблась. Оказалось, пенсионер Николай Миронов более сорока лет проработал проектировщиком в Моспромпроекте. Был спецом по тоннелям. Приехал убедиться, что современная станция ничуть не хуже советской классики.
– Сделано надежно, – похлопал он по колонне. – Функционально и красиво. Станция мне сразу понравилась. Удобные входы и выходы, широкая платформа. Пассажирам даже в час пик не придется жаться как селедкам в бочке, ожидая поезда. Важно и на случай эвакуации. Вентиляция – прекрасная. Гораздо лучше, чем на многих старых станциях. Военная тематика на колоннах – тоже идея хорошая. Но я на месте художников добавил бы еще фотографии ветеранов и красные гвоздики. Цветовую гамму они не нарушили бы, а смотрелось бы очень в тему.
Татьяна МЫСОВА