На милость потребителю

Торговле срочно нужны новые формы работы

Торговле явно придется попотеть, чтобы вернуть покупателя в магазины. Ведь если до 2015 года розничный товарооборот в Беларуси неизменно демонстрировал тенденцию к росту, то в последние два года, несмотря на предпринимаемые ретейлерами усилия, падает. По итогам 2016–го он составил 95,9% от уровня предыдущего года, а в январе — 95,4% по сравнению с ситуацией годом ранее. При том, что количество торговых объектов неуклонно растет. Есть надежда, что покупатели подтянутся в магазины в преддверии 8 Марта, однако это будет лишь временное оживление. Широко рекламируемые скидки стали обыденностью, да и размер их не столь привлекателен, как на зарубежных распродажах. Похоже, торговля на распутье: если большинство продовольственных товаров являются предметами первой необходимости, то приобретение бытовой техники, мебели, ювелирных украшений и прочих аксессуаров отходит на второй, а то и на третий план. Хватит ли у ретейла креатива, чтобы вновь завоевать сердца покупателей? Здесь как воздух нужны новые формы работы.


На протяжении как минимум последних трех лет они сводились к скидочным акциям. Первый единый день скидок прошел в конце ноября 2013 года в четырех минских универмагах: цены на все непродовольственные товары были снижены на 20%. Расчет оправдался: товарооборот этих магазинов увеличился в среднем в 3,5 раза по сравнению с прежними пиковыми днями. Но сегодня скидки того эффекта уже не дают, считают эксперты.

— Недавно один из универмагов предлагал 23–процентную скидку на товары, это достаточно серьезное снижение цены, — говорит заместитель начальника главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Любовь Жаркова. — Но если давать еще больше, то можно, как говорится, без штанов остаться. Мы сегодня говорим торговле: нужно внедрять новые виды услуг, разрабатывать интересные, незаезженные предложения для покупателей. Конечно, акции, подобные проводимой нынче «Еврооптом», уже не «сыграют». Но ведь в мире придумано много других эффективных способов увеличения товарооборота, их необходимо использовать. Материально–техническая база для этого имеется, особенно у крупных универмагов.

Не лучшим образом обстоят дела и на так называемых вещевых ярмарках, переформатировавшихся в торговые центры с множеством арендаторов. Экономические реалии тоже вынудили их рекламировать скидочные акции не только в период традиционных предпраздничных распродаж. Но интерес покупателей продолжал падать, и некоторые ИП всерьез подумывали сниматься с насиженного места: прибыли не было либо она была мизерной после оплаты аренды. Войдя в положение продавцов, один из ТЦ, к примеру, взял на себя рекламную кампанию по привлечению покупателей: заморозил арендные ставки и договорился с предпринимателями, чтобы в определенные дни они синхронно снижали цены на весь ассортимент товаров либо отдельные товарные группы. Да, покупатель пошел, но подобные акции слишком часто проводить, полагают в ТЦ, нет резона. Иначе люди будут ориентироваться исключительно на дни скидок, а продавцы–то хотят иметь выручку ежедневно.

Те же, кто не сумел или не захотел должным образом отреагировать на изменение потребительских настроений, свернули бизнес либо подались в другие сферы. Пустующие павильоны в торговых центрах — уже привычное явление. На суперпопулярной минской «Комаровке» в аренду сегодня предлагается более десятка торговых помещений, администрация ТЦ «Максимус» в микрорайоне Малиновка объявила о снижении арендной ставки на торговые площади второго этажа, на главной вещевой ярмарке города — в торговом центре «Ждановичи» — свободные места есть практически везде. Более того, как минимум в двух ТЦ павильоны отдают просто за коммунальные услуги. Торгуй не хочу! Да только где покупатели?

Скидки из магазинов уже никуда не исчезнут — люди их, похоже, воспринимают как должное. Вопрос в другом: сможет ли торговля в кооперации с производителями и поставщиками оперативно придумать что–то новое? Ведь пробовали было организовать стоковые ярмарки — публика подтянулась. Правда, распространения эта идея не получила. А жаль...

А как у них?


Италия. Зимний сезон распродаж стартует в начале января и продолжается 60 дней, как и летний, который открывается в начале июля. Единого графика распродаж нет.

Испания. В Мадриде сезон зимних скидок начинается 1 января, за столицей подтягиваются провинции, завершается «аттракцион щедрости» в марте — начале апреля. Пик летних распродаж приходится на период с июля по сентябрь, к концу сезона скидки достигают максимума.

Франция. Париж зимой готов порадовать скидками со второй среды января до середины февраля, в других регионах сроки могут быть несколько иными. Но снижение цены товаров на 70 — 80% — достаточно большая редкость. Летний сезон длится где–то с двадцатых чисел июня по конец июля.

Германия. За относительно недорогими покупками зимой можно ехать уже в середине декабря и вплоть до первой половины февраля, летний пик распродаж — с конца июня до сентября.

Чехия. Здесь три сезона распродаж, каждый примерно по полтора месяца. Зима — с середины декабря по конец января, весна — с начала апреля по середину мая, лето — с начала июня по середину августа.

Кстати


В Мингорисполкоме видят такой рецепт работы торговли в 2017 году: открытие новых магазинов, эффективное использование имеющихся площадей, постоянное обновление и расширение ассортимента, тесное сотрудничество с производителями. Особое внимание — на кадры. Рекомендовано активно использовать механизм мотивации работников на результат труда. Без этого, наверное, никогда не прекратятся жалобы на «совковый» сервис. И еще один момент. В 2016 году обострилась проблема снижения доли продаж отечественных товаров, особенно в сетевых крупноформатных организациях, которые в Минске занимают около 40% в розничном товарообороте. Поэтому руководство сетей и гипермаркетов настраивают на системное увеличение объемов продаж белорусской продукции.

Ресторанный креатив


В Минске кафе и рестораны тоже испытывают острый недостаток в клиентах. Ряд заведений, особенно некрупного формата, вынуждены закрываться. Остальные проявляют недюжинную изобретательность, которую, кстати, рекомендуют брать на заметку магазинам в главном управлении потребительского рынка Мингорисполкома. Вот самые распространенные акции столичного общепита.

Скидка 10 — 20% именинникам.

Скидка 20 — 30% на блюда на вынос.

С воскресенья по четверг — скидка на меню кухни.

Каждый 10–й обед из двух блюд — бесплатный.

Скидка на доставку еды днем в будние дни.

Скидка для семей с детьми по воскресеньям.

Бесплатная аренда зала для проведения бизнес–мероприятий при заказе еды.

При покупке 2 пицц третья — бесплатно.

Скидка при предварительном заказе.

При проведении банкета ведущий — бесплатно.

Десерт в подарок.

Подарок и представление дисконта белорусскоязычным клиентам.

Факт


В целом доля отечественных товаров по итогам прошлого года составила 65,9% против запланированных 70 — 75%.

nesterov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Виталий ГИЛЬ
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости