На международной арене имидж — все

Так повелось еще со времен СССР, что все советские республики ассоциировались на Западе с Россией. Не сильно изменилась ситуация и после распада империи. Вновь образовавшиеся государства, будь то Узбекистан, Молдова или Беларусь, по инерции, так или иначе, увязывались с самой крупной страной постсоветского пространства. Помню, как во время зарубежных туристических  поездок обижали вопросы иностранцев: «Минск – это где-то в России?». В последующем некоторым все же удалось закрепить в «мировом сознании» представление о себе как о самостоятельном государстве. К сожалению, этому способствовали не самые лучшие события: разгул стихии, войны, «цветные революции». Беларуси удалось избежать всех этих катаклизмов. А  стремление к  созданию полноценного Союзного государства с Россией по-прежнему крепко увязало республику с могучей соседкой. И хотя вопросы о том, в какой части света находится Минск, уже практически не раздаются, нельзя сказать, что имидж Беларуси как суверенного государства четко сформирован за рубежом. Своими размышлениями о том, какими методами возможно наиболее эффективно популяризировать сегодня Беларусь в мире, делятся наши эксперты...

Так повелось еще со времен СССР, что все советские республики ассоциировались на Западе с Россией. Не сильно изменилась ситуация и после распада империи. Вновь образовавшиеся государства, будь то Узбекистан, Молдова или Беларусь, по инерции, так или иначе, увязывались с самой крупной страной постсоветского пространства.

Помню, как во время зарубежных туристических  поездок обижали вопросы иностранцев: «Минск – это где-то в России?».

В последующем некоторым все же удалось закрепить в «мировом сознании» представление о себе как о самостоятельном государстве. К сожалению, этому способствовали не самые лучшие события: разгул стихии, войны, «цветные революции».

Беларуси удалось избежать всех этих катаклизмов. А  стремление к  созданию полноценного Союзного государства с Россией по-прежнему крепко увязало республику с могучей соседкой. И хотя вопросы о том, в какой части света находится Минск, уже практически не раздаются, нельзя сказать, что имидж Беларуси как суверенного государства четко сформирован за рубежом.

Своими размышлениями о том, какими методами возможно наиболее эффективно популяризировать сегодня Беларусь в мире, делятся наши эксперты. 

Роман Мотульский, директор Национальной библиотеки Беларуси, профессор: 

— В нашей стране есть, как минимум, три бесценные составляющие, благодаря которым авторитет республики в мире может заметно вырасти. Первая из них – это история. Даже наши ближайшие соседи слабо знают, что Беларусь в XIII, XIV, XV веках занимала одно из ведущих мест в Европе. Свидетельство тому – сохранившиеся исторические памятники. Их надо активно пропагандировать, включать в туристические маршруты, облагораживать и создавать вокруг соответствующую инфраструктуру. Мне не раз приходилось видеть, как после посещения того же Мирского замка, Несвижа у иностранцев менялось мнение о нашей стране. А главное, расширялось представление о Беларуси. Ведь в основном нас знают как партизанскую, ну, еще аграрную республику… Второй белорусский «козырь» — это уникальная, во многом нетронутая природа. После шумных магистралей Европы, пустынь Азии, пекла Африки иностранцы попадают сюда, как в сказку. Надо активнее рекламировать свое природное достояние. Каким образом? Увы, но по сей день в книжных магазинах за рубежом не встретишь путеводителей по Беларуси. А надо, чтобы они там появились. Хороший рекламный инструмент — телеканалы. Например, такой мощный и авторитетный, как «Euronews». Крутят же там свои представительские ролики многие государства бывшего СССР. Не помешает это и нашей стране. И третье, как директор Национальной библиотеки, не могу не отметить ее магнетическую силу. «Алмаз» – мощный пиар-инструмент. Многие иностранцы, прослышав о ней, едут в Беларусь, чтобы только посмотреть на это чудо. В этом месяце я выступал с докладом на Международной конференции библиотечных ассоциаций и учреждений в Гааге. В ней участвовали представители всех континентов. Их поразил белорусский проект библиотеки. Его признали лучшим на карте мира. После таких презентаций там начинают понимать, что Беларусь сегодня заботится не о том, как выжить, а уверенно смотрит в завтрашний день. 

Сергей Заболотец, заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания: 

— Как пропагандировать позитивный имидж Беларуси за рубежом — вопрос неоднозначный. Ответ  зависит от того, на кого ориентирована эта деятельность. Если речь идет о простых людях, то здесь, на мой взгляд, более важно акцентировать внимание на качестве жизни в нашей стране, товарах и услугах. Это самый наглядный и самый объективный показатель. Привлекательность страны в глазах мировой общественности зависит не только от усилий власти, крайне важна позиция каждого гражданина Беларуси. Политический диалог, разносторонняя деловая активность, интенсивная межкультурная коммуникация, народная дипломатия – сегодня все эти средства задействованы в заполнении информационного вакуума, существовавшего вокруг республики.

Конкретный результат повседневной работы миллионов наших людей — устойчивый рост интереса к стране. Но, говоря о продвижении позитивного образа страны на международной арене, нужно помнить: в мире немало политических сил и структур, заинтересованных в создании негативного мнения о Беларуси. 

В этой ситуации государство должно занимать жесткую позицию, твердо отстаивая интересы страны. Мир должен знать: при всей своей толерантности и открытости, способности к компромиссу наш народ не торгует честью и достоинством. 

И все же укрепление наших внешнеполитических позиций зависит от того, насколько успешно мы справимся с решением задач социально-экономического развития. 

Николай Мазур, дирек-тор Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, кандидат медицинских наук: 

— Эффективно пропагандировать нашу страну и привлекать сюда большое количество иностранцев возможно, предлагая им качественные услуги и товары. Говорить о том, что мы такие хорошие и передовые, мало, надо это доказывать на деле. Успехи есть. Если, к примеру, в 2005 году в Беларуси отдохнули только 5 тысяч иностранцев, то за истекший период 2007-го  – около 40 тысяч. Хотя мы понимаем, что и этого недостаточно. 

Беларусь способна привлечь еще больше туристов и отдыхающих, которые затем вернутся домой и будут рассказывать о поездке друзьям, невольно рекламируя нашу страну. Причем, как известно, такая реклама самая эффективная. Чтобы донести необходимые сведения о республике, мы участвуем в международных ярмарках, работаем с диппредставительствами нашей страны за рубежом, даем статьи о белорусских курортах в СМИ, в том числе и зарубежных, в Интернете. Все это, а также время работает на нас. 

Виктор Колбанов, генеральный секретарь Белорусского общества Красного Креста (БОКК): 

— Я считаю, что пропагандировать Беларусь, доказывать ее надежность, развитость, перспективность эффективно в том числе и по линии Красного Креста. Эта международная организация имеет большой авторитет в мире. Она вне политики, несет помощь нуждающимся, а потому ей доверяют во всех странах. БОКК – это определенный рычаг. В последние два года мы активно расширяем контакты по линии КК. Наработаны хорошие отношения с Германией, Австрией, Швейцарией, Данией, Японией. Создаем совместные проекты, привлекаем к участию в них молодежь. Эффективна работа и на международных конференциях – предоставляем много информации и о республике, и о БОКК. Ответная реакция есть – интерес к нашей стране большой. Своей ближайшей задачей мы видим привлечение молодых волонтеров из-за рубежа, участие своих представителей в руководящих органах международной организации. Необходимо также наладить работу с  МЧС,  чтобы в будущем наши волонтерские отряды могли выезжать за рубеж в случае чрезвычайных ситуаций.  Это эффективно работает на репутацию страны. 

Глеб Лавров, телеведущий: 

— Беларуси необходимо интенсифицировать отношения со странами и организациями, которые олицетворяют новое и перспективное: Движением неприсоединения, ШОС и др. Однополярный  мир – это уже не актуально, он уходит, и это понимают все. Будущее планеты — за многополярностью, за коллективным мнением и решениями. Без преувеличения, наступает «белорусское время». Ведь интернационализм, желание жить в мире и согласии с другими народами в крови у нашей нации. То, что у республики хорошие перспективы на международной арене, показало, как были встречены недавние белорусские инициативы в ООН. Нашей стране надо вести активный диалог со странами завтрашнего дня в Азии, Африке, Латинской Америке. Ну и, конечно же, находить все больше точек соприкосновения с соседями по Европе. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter