На метр жилья кубометр проблем?

Идет реализация принципа «одного окна»
Идет реализация принципа «одного окна»

«Может, вы мне объясните, что я в первую очередь должна делать, чтобы приватизировать квартиру?» — обратилась ко мне женщина средних лет прямо у информационного стенда Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру. «Тут же все написано, — удивилась я. — Если у вас с собой паспорт и копия лицевого счета, то прямо сейчас заказываете справку–характеристику. Потом с этим документом идете в администрацию своего района, дальше — к нотариусу, в ЖЭС, после чего возвращаетесь обратно регистрировать право собственности на квартиру». «Да–а, придется побегать, — задумалась моя собеседница. — Благо мне–то только 4 справки получить надо, а вот сестра в прошлом году оформляла квартиру, построенную долевым способом, так ей, чтобы около десятка всяких документов собрать, пришлось даже брать отпуск за свой счет. Готова была даже заплатить большую сумму за оформление квартиры, только бы не бегать по кабинетам».

О том, что бывает и по–другому — учреждение по заказу гражданина добывает все справки, а человек через какой–то промежуток времени получает готовый документ, мы заговорили в прошлом году, после того как бюрократию подверг жесткой критике Президент. И принцип «одного окна» позволил бы решать житейские проблемы без суеты и нервов, очередей, утомительного хождения по инстанциям.

...До сих пор помню злые и раздраженные лица наших граждан, стоявших в многочасовой очереди в известном здании по Войсковому переулку в Минске, которые я видела около года назад, когда готовила проблемный репортаж из Минского городского агентства по государственной регистрации недвижимости и земельному кадастру. На днях, заглянув туда, глазам своим не поверила: у каждого окошка не более 6 — 7 человек, а не 20 — 30, как тогда. Постоять, конечно, придется, но брать для этого выходной день уже нет необходимости. «Сейчас у нас наплыв клиентов, — говорит заместитель директора агентства Николай Вилькот. — Истекает срок действия чеков «Жилье», и люди, не приватизировавшие до сих пор квартиры, стремятся решить эту проблему. А вообще за год мы многое успели сделать для уменьшения очередей. Во–первых, открыли, предварительно вложив в него около 150 млн. рублей, еще одно здание на улице Козлова, в котором принимаем заказы от граждан, создали дополнительные рабочие места. Благодаря этому практически вдвое увеличили количество окошек по приему и выдаче заказов. Теперь у нас окошек даже больше, чем регистраторов. Можно было бы взять еще человек 5, но не хватает кабинетов для работы с документами. К сожалению, не решен вопрос со зданием по улице Серафимовича, переданного нам горисполкомом еще в прошлом году. Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии, в собственности которого оно находится, до сих пор не определился: ремонтировать его или строить на его месте новое. По оценкам экспертов, второй вариант обойдется дешевле не менее, чем на треть. С вводом нового здания мы не только бы полностью избавились от очередей, но и ускорили бы сроки изготовления документов. Ведь архивы, которые сейчас размещаются по восьми разным адресам, были бы сосредоточены в одном месте. И регистратор в течение часа смог бы ознакомиться с любым документом, интересующим его по делу клиента».

А что же с «одним окном»? Пока этот принцип в полной мере действует лишь при оформлении земельного участка в собственность. «Человек может забыть адрес горисполкома, архитектора, землеустроительной службы, — объяснил преимущества «окна» начальник отдела регистра агентства Максим Лашкевич. — Необходимые документы из этих инстанций за него закажет регистратор. Клиенту останется лишь собрать подписи соседей по участку, подтверждающие отсутствие земельных споров. При этом на цене это никак не скажется. Стоимость регистрации останется такой же, как если бы человек сам собирал все справки».

Парадоксально, но с начала года в агентство обратились всего 5 человек, пожелавших оформить документы на земельный участок по принципу «одного окна». По мнению Николая Вилькота, причина в том, что система еще не до конца отработана. Отсутствует методология, нет четкой согласованности между различными службами. В итоге процедура оформления документа затягивается до полутора месяцев, тогда как человек, самостоятельно оформивший все справки, получает его в течение недели, а по срочному заказу — в течение 3 дней. «Необходимо и специальное программное обеспечение, позволяющее применять электронную подпись, — считает начальник отдела информационных систем агентства Валерий Лямин. — Сейчас, к примеру, для предоставления льготных кредитов на строительство жилья справки о наличии недвижимости, находящейся в собственности, по запросу банка агентство пересылает обычным текстовым файлом, не подкрепленным электронной подписью. А это уже вопрос безопасности информации...»

Впрочем, в агентстве считают, что проблема со временем решится. Стоимость программного обеспечения — с электронной подписью и ключами, по словам Валерия Лямина, — 36 миллионов рублей. С учетом средств областных агентств сумма вполне подъемная для того, чтобы принцип «одного окна» использовался в полной мере. Кроме того, чтобы новая для нас идея заработала эффективно и без сбоев, необходимо время. Хотя сумели же в агентстве отчасти снять болезненную для людей проблему расценок за услуги. И достаточно быстро. За год они подешевели в среднем на 40 процентов. Правда, после того как проблема была поднята на самом высоком уровне. В форме жесткого требования. Так, может, сейчас стоит поторопить время? Тем более что первые, самые сложные шаги в сторону потребностей людей уже сделаны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter