Чтобы полюбить Родину, надо уехать в другие города и страны. Не раз убеждался, что это именно так. Моя дорога к болгарскому побережью Черного моря на машине прошла через ряд государств Европы и заставила всю семью с особым трепетом отнестись к качеству наших дорог и белорусской действительности. Там, где мы были и проезжали, очень много говорят о патриотизме и независимости. Это, несомненно, важно в современном мире, да вот только бытие определяет сознание, а не красивый плакат над разбитой дорогой и покосившейся хатой с призывом поддержать очередную национальную партию.
Маршрут был изучен досконально, проведены консультации с опытными автомобилистами, в навигатор загружены карты, и с полным убеждением, что белорусские дороги хуже европейских, мы вчетвером тронулись на юг. Подчеркну, что свой маршрут мы составили по принципу - только по автомагистралям, с заездом в Киев и Одессу.
Пойдя через тернии белорусско-украинской границы, мы вкатились на территорию независимой Украины. Трасса Е 95, проходящая через Чернигов, мягко говоря, не порадовала. У меня все время было ощущение, что мы свернули на проселочную дорогу или просто заплутали в деревнях, но это было не так. Дорога представляла собой лоскутное одеяло с разными уровнями заплат. Особенно остро это воспринималось после громогласного заявления одного украинского водителя, с которым познакомились в очереди, о том, что до Киева, а затем до Одессы пойдет автобан и с бесплатным проездом в отличие от нашей Беларуси. Проехав туда и обратно всю Украину, скажу, что лучше бы я заплатил 100 долларов и переставил туда трассу Брест - Минск. Но все по порядку.
Красавец Киев блистал после чемпионата Европы. Мы специально там задержались на день. В центре стояли целые палаточные лагеря, а вдоль проспектов огромные бигборды в поддержку или защиту великой Юлии Тимошенко. Сотни людей в майках ее партии сидели в палатках, к чему-то призывали и что-то раздавали. На Крещатике проходил митинг во спасение украинского языка. Порадовали с десяток загорелых казаков, в шелковых шароварах, с большими чубами и саблями, словно сошедшие с картины Репина. Меня всегда удивляет, а на что и за что живут эти люди?
С Киева по автомагистрали М-05 мы тронулись на Одессу. Здесь сказать нечего. Если первые сто километров нас изрядно трясло на скорости 80, то оставшуюся большую часть пролетели со скоростью 130. Только и мелькали баннеры политической рекламы по объединению всех украинцев ради Отечества или поддержке тех или иных кандидатов.
Показалось, что в Одессе, кроме разукрашенной для туристов Дерибасовской, памятника Дюку де Ришелье, Оперного театра и Потемкинской лестницы, ничего не осталось. С улиц исчез даже знакомый из анекдотов одесский прононс. И вообще - типичный советский южный городок. Таких заброшенных, грязных и разбитых дворов и улиц я не видел давно. Любой белорусский городок по сравнению с Одессой просто центр Парижа, а может, и лучше.
С утренней Одессы в направлении Румынии нас повела европейская трасса М-15 или Е 87. Хотя трассой это назвать невозможно, а дорогой сложно. В Беларуси за подобного рода дороги между деревнями сняли бы с должности руководителя сельсовета. В 30-е годы за такие дороги просто бы расстреляли как врага народа. И, кстати, правильно бы сделали. 250 километров мы ехали восемь часов, монотонно убивая подвеску машины. Я не автодорожный инженер, но судя по стиральной доске плывущего асфальта с колеями от машин, что днище цепляло ямами и выбоинами метровой величины, своровали при укладке дороги все, что стоило денег. Такое чувство, что минут десять назад над дорогой пролетел немецкий бомбардировщик, который сбросил на полотно с десяток разрывных фугасов, а сверху "полирнул" очередью из крупнокалиберного пулемета.
Забегая вперед, скажу, что обратно мы поехали через западную Украину (трасса Е 85) - Черновцы, Тернополь и Луцк, но не почувствовали большой разницы в качестве дорог. Хотя трясло меньше и воронок от "бомб" уже не было. Мелькали все те же громадные плакаты с розовощекими политиками в национальных рубашках с призывами дать править в Украине украинцам или опять вокруг кого-то во имя чего-то объединиться и спасать "батькiвщину".
Только приветствую любовь к своему Отечеству, языку, культуре, такой высокий патриотизм. Но вот как-то уж очень цинично он смотрится на фоне таких дорог и инфраструктуры, грязных и разбитых уездных городов и поселков. Да что уездных. В Черновцы мы просто побоялись въезжать по холмистой брусчатке и остановились в пригородном мотеле. Сразу вспоминается фраза профессора Преображенского из "Собачьего сердца", который говорил: "Разруха не в клозетах, а в головах! И вот, когда эти баритоны вылупят из себя всякие галлюцинации и займутся чисткой сараев - прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой".
Вообще, вы замечали, что чем южнее страна, тем беднее в ней живет народ, тем он ленивее и тем ему наплевать на все, что его окружает? Сравните уровень жизни Швейцарии, Германии, Бельгии с Румынией, Молдовой или Албанией. А ведь это все в масштабах маленькой Европы. При том, что погодные условия на юге более благоприятны для развития экономики.
Вот действительно все познается в сравнении. После Украины мы попали в Молдову. Поездив по миру, я думал, что так уже нигде не живут, что машин таких нет вообще или они не должны ездить, что на арбах с ишаками по городам десятками не ездят, что в домах желательны застекленные окна и что детям нужна обувь. Самой приличной дорогой по пути была каменная брусчатка времен завоевания Дакии Римской империей. Это была трасса Е 87. Но основная беда оказалась не в этом...
Когда я писал материал о пьянстве, заглянул в официальную статистику ВОЗ за 2011 год. Первое место в мире по употреблению чистого алкоголя на душу населения занимает Молдова с показателем 18,21 литра спирта в год на человека, включая дряхлых старушек и младенцев. А с учетом бедности страны, развитой системы производства домашнего вина и коньяков эту цифру можно увеличить вдвое. Цифра для нас стала наглядной картиной. Подвыпивший заправщик помог сориентироваться с направлением до границы. Пару раз с обочин выпадали странные велосипедисты. Вдруг с одного края деревни к другому пронесся в пыли автомобиль непонятной марки с явно пьяным за рулем. Мне подумалось, что пронесло! Но не тут-то было. С десяток машин выстроились в очередь на въезд в приграничную зону. И вдруг через середину очереди наш "старый знакомый" решил проскочить впритирку и бабахнул меня в задний бампер. Он даже и не понял, что произошло, так как из-за руля его можно было только достать. Пьяный вусмерть человек кричал, что ему наплевать на полицию и всех нас. Через местного пограничника попытались вызвать полицию для оформления страхового случая, но тот с улыбкой сказал, что полиции здесь нет. И если мне уж совсем надо, он, конечно, позвонит... Но приедут они через шесть часов. Представитель молдавской власти посмотрел на царапину на бампере и сказал: "Давайте я вас лучше пропущу в Румынию без очереди, зачем вам лишние проблемы". Действительно, пахло конфликтом. Вокруг нас потихоньку стягивались подвыпившие, непонятного возраста и в резиновых тапках местные на мопедах. Обратно через Молдову мы не поехали, а впереди была Румыния. Но об этом в следующем материале моего блога.