В театре имени М.Горького состоялась премьера спектакля Дмитрия Астрахана "Четвертая планета"

На Марсе живут добрые и хорошие люди

Любому художнику всегда интересно обратить свой взгляд к звездному небу и прислушаться к небесным голосам. Если он, конечно, настоящий художник, а не анахорет. «...Бывают вечера, когда все небо полно жизни, когда, если хорошенько прислушаться, слышно, как на каждой планете шумят леса и океаны... Фантастические океаны!» — говорил персонаж «Безымянной звезды» в исполнении Игоря Костолевского. Судя по премьере лирической комедии «Четвертая планета» в Национальном академическом драматическом театре имени М.Горького у режиссера Дмитрия Астрахана такие волшебные вечера тоже случаются.

ФОТО ВЛАДИМИРА ШЛАПАКа

Вместе со своим постоянным соавтором Олегом Даниловым, оттолкнувшимся от «Марсианских хроник» Рэя Брэдбери, последний романтик постсоветского театра пригласил нас в ностальгическую прогулку к звездным высям. Это третий спектакль Дмитрия Астрахана в Минске: до этого он ставил мелодраму «С тобой» в Современном художественном театре и «Леди на день» в театре имени М.Горького. Рачительно посетил обновленный «Беларусьфильм», с которым у режиссера связано столько воспоминаний. Будем надеяться на продолжение его «киноромана» в Беларуси.

Уж специально или нет — один из премьерных показов «Четвертой планеты» прошел в День космонавтики. Руслан Чернецкий снова, как и в драме «Подводники», предстал в героическом образе, на этот раз покорителя космоса Сергея Беляева, внезапно нашедшего на Марсе город из своего советского детства. Космонавтов на сцене театра имени М.Горького еще не было. В пару ему выступила трогательная и убедительная Вероника Пляшкевич в роли Тани, к которой удивительным образом в спектакле не пристает ни быт, ни пошлость окружающих.

Режиссер в третий раз обращается к «Четвертой планете», в которой, кроме влияния Брэдбери, можно увидеть и проблематику «Соляриса» Станислава Лема. Призраки прошлого, до какого–то момента неведомо из чьих побуждений, здесь оживают и ведут себя как реальные люди. Есть шанс исправить ошибки прошлого? Получится ли?

Режиссер уже выпускал такой спектакль в Санкт–Петербурге в театре имени Акимова, снимал одноименный фильм, главную роль в котором исполнил Анатолий Котенев. В отличие от кино в нашем премьерном спектакле финал немного изменили, сделали более драматическим и глубоким. Руслан Чернецкий бросается на финальную амбразуру: выдает рык простреленного навылет волка.

Коллега и земляк Астрахана, санкт–петербургский режиссер Андрей Могучий, в недавнем интервью словно разъясняет замысел Дмитрия Ханановича: «В спектакле «Изотов» по пьесе Михаила Дурненкова «Заповедник» был персонаж, астроном, который утверждал, что все наши поступки предопределены космосом. Мы поехали в Пулковскую обсерваторию за консультацией. Астрономы сказали нам, дословно, что мы все состоим из звездной пыли. Нам это очень понравилось, что мы звездная пыль, что мы с космосом одно целое и все такое». А еще один питерец, аниматор Константин Бронзит, снял на космическую тему мультфильм «Мы не можем жить без космоса», получивший в 2016 году номинацию на премию «Оскар». Там автор тоже иронично осмысливал тягу человека к неизведанным мирам. Как видим, космическая тема по–прежнему занимает творческие умы, пожалуй, самые пытливые из них.

Добрый зритель в 9–м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter