Какие тенденции наблюдаются на авторынке Союзного государства

На малых скоростях

Новые легковые автомобили на российском рынке за год выросли в цене на 12 % и будут дорожать дальше, рассказали «СОЮЗу» представители авторынка. Чтобы успеть приобрести автомобиль до очередной индексации, россияне стали чаще привлекать автокредиты.

Популярность автомобиля во многом зависит от его стоимости.
Сергей Михеев

По итогам первого квартала этого года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого, цены выросли по всем сегментам, пояснили в ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Стоимость автомобилей выросла в среднем от 3 до 7 % в зависимости от марки, уточняет директор по маркетингу компании «Авилон» Андрей Каменский. «Во втором квартале новые автомобили подорожают в среднем на 3 %. С 1 мая цены вновь были изменены от 2 до 3,5 % на определенные модели Mercedes и Volkswagen», — приводит он пример. 

Повышению цен в первую очередь способствует курсовая разница, за 2020 год рубль потерял порядка 30 % к евро. «Понятно, что производители не могут работать в убыток долгое время, поэтому продолжится рост цен, компенсируя убытки прошлого периода», — прогнозируют в ассоциации. 

Убытки были связаны с ограничениями из‑за пандемии, когда автосалоны не могли работать. Но более существенный удар по рынку нанесла приостановка работы автозаводов. Прекращение поставок автомобилей привело к постепенному вымыванию моделей на рынке и их дефициту. А это, в свою очередь, также подтолкнуло рост цен. 

Дефицит не удалось полностью устранить и в первом квартале этого года, хотя он идет на спад. Нехватка в той или иной мере до сих пор ощущается в каждом бренде, отмечают в ассоциации. На авторынке России спрос по‑прежнему превышает предложение также в апреле и мае этого года, добавляет генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль. Пока полностью не восстановится работа автоконцернов, такое положение сохранится, считает он. 

В итоге дефицит и рост цен подогревают спрос. Россияне стараются совершить покупку до очередной индексации, указывают участники авторынка. При этом они рассчитывают, что спрос будет достаточно стабильным и даже станет расти. Но пока продажи не восстановились. В первом квартале 2021 года в России было продано 387,3 тысячи автомобилей, что на 2,8 % меньше показателей за аналогичный период прошлого года и на 2 % меньше, чем за январь — март 2019 года. Как отмечает Мигаль, в апреле уже наблюдалась положительная динамика, и, хотя результатов прошлого года достичь еще не удалось, рынок постепенно восстанавливается. 

Стимулировать продажи мог бы также рост доходов населения. Но к этому пока нет предпосылок, указывают в ассоциации автодилеров. Скорее поддерживать продажи будут государственные программы, в частности льготное автокредитование. С господдержкой уже продано почти 50 тысяч автомобилей. Теперь представители авторынка рассчитывают, что продление финансирования даст существенный толчок для продаж в массовом сегменте. 

Тем временем потребители ищут способы приобрести автомобиль в условиях нехватки средств. «Мы видим тенденцию к увеличению доли автомобилей, купленных в кредит, и приему транспортных средств покупателя в трейд‑ин. В существующих обстоятельствах и при отсутствии скидочных программ это самое выгодное решение», — отмечает Каменский.

ИНФОГРАФИКА «РГ» / АЛЕКСАНДР ЧИСТОВ / ЕВГЕНИЙ ГАЙВА

В итоге популярность автомобиля во многом зависит от его стоимости. Как и в прошлом году, лидерами продаж в первом квартале 2021-го стали наиболее доступные по цене автомобили LADA, KIA, Hyundai. Но это средние показатели по рынку. В отдельных конкретных случаях лучше всего продаются те автомобили, которые есть в наличии в дилерских центрах, указывают участники рынка. Например, если в одних салонах нет дефицита у Skoda, Chery и Renault, то и продажи этих марок растут. В другом случае в массовом сегменте наибольшее количество сделок приходится на модели Volkswagen Polo и Hyundai Solaris. 

В сегменте премиальных автомобилей, где цена не является важным фактором, лидерами спроса стали Audi A6, Mercedes E‑класс и BMW пятой серии, отмечают автодилеры. 

Кроме того, растет спрос на подержанные автомобили, что, кстати, привело к ускоренному росту цен. Средняя цена легкового автомобиля с пробегом в России по итогам апреля 2021 года составила 726 тысяч рублей, что на 20 % выше цен апреля 2020 года, отмечают в агентстве «Автостат». При этом динамика цен на вторичном рынке заметно отличается в зависимости от моделей и их возраста. Если, к примеру, кроссовер Renault Duster в возрасте пяти лет подорожал за год на 28 %, то трехлетний седан LADA Vesta повысился в цене в среднем на 22 %, а семилетний внедорожник Chevrolet Niva — на 19 %.

Евгений Гайва

egayva@rg.ru

А КАК В БЕЛАРУСИ

КОРОНАВИРУС и новые экономические реалии перевернули жизнь белорусских автомобилистов. Продажи транспортных средств по итогам 2020 года просели на 18 %, в нынешнем году тенденция продолжилась.

По данным Белорусской автомобильной ассоциации, объединяющей официальных представителей почти 30 ведущих мировых автомобильных марок, в первом квартале 2021 года в стране реализовано 9057 автомобилей — на 43,5 % меньше, чем за тот же период 2019‑го. Дилеры в начале весны отметили рост продаж, однако он не был существенным.

Структура продаваемых легковых авто по итогам 2020 года такова: техника российского производства — чуть более 70 %, 17 % — машины Geely белорусского производства, остальные 13 % — чистый импорт и импорт через Россию. 2021-й особых изменений не принес. По итогам первого квартала лидером продаж стала LADA: белорусы приобрели 2329 единиц техники российского гиганта. Вторая позиция у Geely — 1433 авто. На третьем месте Volkswagen, продавший 1075 единиц. За ним KIA (912 авто), Skoda (845) и Renault (729).

Помодельный рейтинг в первом квартале выглядит так: лидер — LADA Vesta (452 экземпляра), в числе лучших также Volkswagen Polo Sedan (352) и Geely Coolray (335), далее — KIA Rio Sedan и Hyundai Creta, LADA Granta, LADA Largus, LADA Niva и Geely Atlas.

Негативные тенденции на рынке продаж новых автомобилей связаны с малопривлекательными условиями кредитования, снижением покупательской способности населения и девальвационными ожиданиями потребителей.

Есть и хорошие новости. В Беларуси верят в активное развитие электротранспорта и создают для этого предпосылки. В стране уже более 2,5 тысячи электрокаров, и количество таких машин растет в геометрической прогрессии. По мнению дистрибьютора электромобилей Tesla в Беларуси Артура Туманова, к 2030 году парк электромобилей на дорогах страны может составить 14 % от общей численности транспортных средств.

Александр Нестеров

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter