Недавно довелось побывать в Астане. Не сказать, что сильно удивился, но крепко порадовался за Беларусь, когда увидел на прилавке крупного торгового центра наши сыры.
— Попробуйте, не пожалеете, — настойчиво уговаривала меня продавщица. — Знаете, как быстро их у нас раскупают. А еще вот сметана белорусская — пальчики оближешь.
Про себя улыбнулся: уж мне–то замечательный вкус и качество нашей молочки известны не понаслышке. Тем не менее не удержался и купил полкило сыра от известного бренда.
Вспомнил эту историю не просто так. Сегодня Всемирный день продовольствия. И к этой дате Национальный статкомитет обнародовал свежую статистику. Оказывается, сегодня география белорусского продовольственного экспорта охватывает 77 стран мира. Хороший пример для других стран в достижении Целей устойчивого развития. Одна из них как раз предполагает ликвидацию голода, улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства. За относительно короткий исторический отрезок времени Беларусь не только сполна обеспечила собственную продовольственную безопасность, но и вышла на лидирующие позиции в мире по продажам масла, молока, сыра и других продуктов. Но еще приятнее, что эта динамика имеет тенденцию к росту.
В общем, деньги, затраченные на развитие АПК, дают вполне конкретную отдачу. В том числе в виде валютной выручки за счет экспорта на зарубежные рынки. Только за восемь месяцев этого года на поставках продовольствия Беларусь заработала около трех миллиардов долларов. Однако завотделом мировой экономики и внешнеэкономических исследований Института экономики Национальной академии наук Татьяна Вертинская уверена, что резервы не исчерпаны:
— Нашей прерогативой остаются страны Евразийского экономического союза. С недавних пор стали наращивать экспорт в Китай. Конечно, молочная продукция там не главенствует в рационе питания. Но перспективы благоприятные. Недавно у нас на конференции один из руководителей индустриального парка «Великий камень» рассказывал, что раньше он привозил себе сюда продукты из Китая. А сейчас, наоборот, возит в Китай наше мясо и молочку.
По мнению эксперта, для роста продаж и конкурентоспособности необходимо снижать себестоимость производства, то есть выпускать продукцию с наименьшими затратами и дотациями. И одновременно совершенствовать логистические схемы и маркетинговую политику. Если в России наши товары в рекламе не нуждаются, то на малоосвоенных рынках надо поактивнее себя продвигать.
konon@sb.by