Амплуа героя — традиционно удел красавцев. Ахиллесы, Роланды и Изольды должны быть идеальны

На лицо ужасные, добрые внутри

Амплуа героя — традиционно удел красавцев. Ахиллесы, Роланды и Изольды должны быть идеальны

Конечно, представление о красоте бывает разным. Например, прочитала, как в фольклоре некоторых северных народов описывают прекрасную девушку: «Ее красная кровь быстро течет по сильным жилам, ее селезенка чиста, а печень соразмерна...» Представили? Я так не очень...

Впрочем, наделять безобразных героев высокими душевными качествами и наоборот стало банальным приемом еще в античности. Помните, как Психея была отдана замуж за чудовище, на поверку оказавшееся богом Амуром?

Знакомая поэтесса, узнав, о чем я буду рассуждать, долго смеялась: «В литературе все уроды». Да и сам творческий человек всегда выходит за рамки нормы, и стереотипный миловидный герой мало интересен для экспериментов. Высший пилотаж — когда писатель заставляет нас полюбить не слишком красивого героя, подобно тому, как Анжелика, которая маркиза ангелов, полюбила уродливого мужа де Пейрака, а Николай Ростов — княжну Марью.

Красота — понятие относительное. У Владимира Короткевича герой частенько совершенно искренне считает себя безобразным уродом. «Рот — шчылiнаю ў паштовай скрынцы на галоўпаштамце, морда — сумесь варага з познiм неандэртальцам, рукi граблямi, ногi доўгiя, нiбы ў палескага злодзея», — описывает себя историк Антон Космич в «Чорным замку Альшанскiм». Но мы–то с вами понимаем, что не зря в этого «урода» по сюжету влюбляются красавицы! Это Короткевич изживал собственные комплексы по поводу внешности. В романе «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте оба главных героя в глазах окружающих страшненькие. У Рочестера «густые угольно–черные брови, квадратный лоб, который казался еще более квадратным из–за того, что черные волосы были зачесаны набок... резко очерченный нос, говоривший о характере и ничего не добавлявший к красоте, и крупные ноздри, которые... свидетельствовали о вспыльчивости, и угрюмый рот, и подбородок».

Умберто Эко написал книгу «История уродства», в которой объяснял, чем привлекает это явление художников всех времен. Сколько усилий потратили прогрессивные творцы, чтобы вывести на первый план «маленького человека» с его глубокими чувствами, философскими мыслями и украденной шинелью! А сегодня культурологи бьют тревогу: развенчание традиционных канонов привело к эстетической катастрофе! Анорексичные модели и актрисы с торчащими ключицами, мультфильмы про целые семьи квадратных, желтых, синих и прочих уродов... Одна исследовательница замечает: «Вы задумывались когда–нибудь, почему эти мультяшные как бы люди так некрасивы? Постепенно внутренняя некрасота «маленьких людей» преобразовалась в некрасоту внешнюю».

Впрочем, сущность обывателя не меняется. Он пугается уродов и любуется красавчиками обоего пола, не желая и не умея заглянуть дальше внешней оболочки. Но давайте вспомним, когда автор заставил нас увидеть внутреннюю красоту безобразных героев.


1. Щелкунчик


Деревянный герой Гофмана открывает целую галерею заколдованных принцев и принцесс. Главное условие их спасения обычно — чтобы их полюбили страшненькими, чисто за внутреннее содержание. Девочка Мари так и поступила, отдав сердце уродливой игрушке — орехоколу в виде зубастого человечка. Щелкунчик оказался принцем и забрал Мари в волшебную страну. А вот тролль Шрэк из нынешнего культового мультика, зеленый, толстый и хамоватый, настолько обаял заколдованную принцессу Фиону, что та ради него тоже осталась в виде страшной троллихи. И жили они долго и счастливо, и рожали зелененьких тролльчат.


2. Квазимодо


Король романтизма Виктор Гюго — автор самых запоминающихся прекрасных душой уродов. «...Четырехгранный нос, подковообразный рот, крохотный левый глаз, почти закрытый щетинистой рыжей бровью, в то время как правый совершенно исчезал под громадной бородавкой... Громадная голова... огромный горб между лопаток и другой, уравновешивающий его, — на груди». Это Квазимодо, влюбившийся в милую цыганку Эсмеральду. Ради нее он отдаст жизнь, как ради игры на колоколах собора отдал слух.


3. Гуинплен


Еще одно детище Гюго — Человек, который смеется. Маленького лорда отдали компрачикосам, выращивающим из детей уродцев на забаву богатеям. Гуинплена изувечили, наделив «ртом, открывающимся до ушей, ушами, загнутыми до самых глаз, бесформенным носом». При этом он хорошо сложен, красиво поет... Знатная леди, покоренная его безобразием, хочет стать любовницей балаганного артиста. Но молодой человек, вполне себе романтик и философ, предпочитает слепую красавицу Дею... В общем, плакать есть над чем!



4. Призрак Оперы


«Он невероятно худ, черный фрак висит свободно на его костлявом теле. Глаза смотрят прямо вперед и так глубоко посажены, что едва различимы. Все, что вы действительно видите, — это два темных отверстия, какие бывают у скелетов. Его кожа натянута, как на барабане. Она не белая, а неприятно желтая. Нос настолько мал, что совершенно не виден, когда смотришь со стороны, и это отсутствие носа производит ужасное впечатление». Не Брэд Питт, ясно. Однако этот герой романа Гастона Леру — настоящий гений. Спроектировал здание Парижской оперы, которое и выбрал местом тайного обитания. Так поет, что юная певица Кристина теряет голову... И если бы Леру жил в наше время, ей–богу, Кристина осталась бы с этим харизматичным персонажем, а не со слащавым виконтом. Но, увы, для тогдашних читательниц это было бы чересчур.


5. Машека


Помните, как булгаковская Маргарита пишет мужу: я, мол, стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня? Герой поэмы Янки Купалы «Магiла льва» Машека после измены возлюбленной тоже, скажем так, озверел.

«У пушчу ўцёк, у ёй асеўся,

Змянiўся ўвесь, як ваўкалак,

У скуру воўчую адзеўся...»

Ну и стал убивать всех подряд... Пока не нарвался на свою бывшую возлюбленную, которая и зарезала его во сне. Персонаж, конечно, не совсем положительный, но сила любви какова!


6. Парфюмер


Герой Зюскинда Жан–Батист Гренуй тоже злодей. Убивает самых красивых девушек, дабы приготовить из них великолепные ароматы. Но — гений! Непонятый, непринятый... Сам лишенный запаха, благодаря убийствам он создает аромат, вызывающий любовь, дающий абсолютную власть над людьми. Гренуй обливает себя своим творением и отдается на растерзание толпе. Подтекстов множество! Не зря парфюмер был любимым персонажем Курта Кобейна, лидера «Нирваны».


7. Сирано де Бержерак


Страшными были и Эзоп, и Сократ... И реально существовавший носатый поэт–дуэлянт Сирано. Однако он стал и литературным персонажем благодаря пьесе Эдмона Ростана. Как–то вычитала, что выдающийся нос Сирано, несчастье его жизни, объясняется происхождением поэта то ли от инков, то ли от майя, то ли от инопланетян. Отважный де Бержерак был уверен, что красавица Роксана не может его полюбить, и помог завоевать ее сердце смазливому, но глупому дворянчику, «ссудив» свой голос, свои мысли, свои стихи.


8. Северус Снейп


Джоан Роулинг, создавая карикатурный образ своего бывшего школьного учителя, не подозревала, что получится настоящий байронический герой, который затмит других персонажей. Северус Снейп, преподаватель зельеварения в школе магии Хогвартс, в глазах подростков настоящий урод. Худой, язвительный, с длинным крючковатым носом, очень бледной кожей, черными пронзительными глазами, длинными темными сальными волосами (кстати, типичный романтический портрет!). Гений, двойной шпион, чрезвычайно сильный колдун и мужественный человек, принц–полукровка всю жизнь хранит верность подруге детства, матери Гарри Поттера, мучаясь чувством вины за ее смерть. Спасает тех, кто его презирает, жертвует собой... В общем, количество фанфиков, где Снейп — главный и любимый герой, зашкаливает.


9. Чудовище Франкенштейна


На самом деле искусственный человек из романа Мери Шелли имени не имеет, его зовут просто и со вкусом: «монстр». Создал его из кусков мертвых тел молодой ученый Виктор Франкенштен, его фамилия и стала в массовом сознании именем монстра. «Желтая кожа слишком туго обтягивала его мускулы и жилы; волосы были черные, блестящие и длинные, а зубы белые, как жемчуг; но тем страшнее был их контраст с водянистыми глазами, почти неотличимыми по цвету от глазниц, с сухой кожей и узкой прорезью черного рта. На него невозможно было смотреть без содрогания», — описывает ученый свое творение. А между тем все, что хотел бедный чувствительный монстр, — это любви!


Советская Белоруссия № 145 (25027). Суббота, 30 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter