На линии огня

Украина, Ирак, Сирия... Почему горячих точек на планете меньше не становится?

В субботу здание посольства России в Киеве было взято в осаду несколькими сотнями человек, заблокировавшими выход из него автомобильными шинами. Пикетчики забросали дипмиссию яйцами и банками с зеленкой, камнями и взрывпакетами, переворачивали и крушили автомобили с дипномерами. Киевская милиция, несколько часов пассивно наблюдавшая за происходящим, позже попыталась вмешаться, но была блокирована участниками акции.
Нарушения международных норм были столь вопиющими, что вызвали резонанс и у соседей, и далеко за пределами Украины. С большой обеспокоенностью восприняла ситуацию вокруг посольства России в Киеве наша страна. Венская конвенция о дипломатических отношениях четко предписывает государству пребывания принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. “Рассчитываем, что украинская сторона предпримет исчерпывающие меры по недопущению дальнейших провокаций в отношении дипломатических представительств, их персонала и имущества, обеспечит их безопасность и неприкосновенность”, — подчеркивается в заявлении внешнеполитического ведомства нашей страны.
Крайне возмущена “провокационными действиями фашиствующих молодчиков в Киеве” российская сторона.
Нападение на российское посольство осудили Госдепартамент США, главы французского МИД и ряда международных организаций. Примечательно, что попытки проведения аналогичных акций возле украинских представительств на территории России были пресечены полицией. Кроме того, руководители “евромайдана” решительно открестились от штурмовавших российское посольство боевиков. И все же говорить о переводе украинского противостояния в стадию поиска разумного компромисса пока не приходится. Хотя бы потому, что сам инцидент у посольства стал ответом на уничтожение в ночь на субботу под Луганском военно-транспортного самолета украинских войск. Но луганские зенитчики вполне могут мотивировать свой поступок “местью за Одессу”.
А одесские поджигатели говорить о “расплате за Крым”. Цепная реакция насилия может докатиться и до столицы: в ночь на 14 июня мощное взрывное устройство уже было обнаружено у здания Администрации президента. “Если не прекратишь войну, война придет к тебе”, — гласила размещенная рядом записка.
Но как ее прекратить?
— Украинский кризис носит многоплановый характер: он экономический и региональный, причем с мощным воздействием внешних игроков, — считает председатель правления белорусского Центра изучения внешней политики и безопасности Андрей Русакович. — Восточный регион страны стал отражением всех этих моментов. Я вижу три основных направления урегулирования ситуации. Во-первых, политический процесс непосредственно в Украине: переговоры Киева с местными властями. Во-вторых, минимизация внешнего вмешательства.
А сами внешние игроки, и это третье направление, должны стремиться достичь договоренности между собой. Но не думаю, что Совбез ООН сможет активно повлиять на урегулирование украинской ситуации: наличие у его основных членов права вето позволяет использовать ООН разве что в качестве площадки для предварительных согласований позиций. Основные же вопросы могут быть решены только в двустороннем порядке.
Бывший американский госсекретарь Генри Киссинджер как-то назвал дипломатию искусством обуздывать силу.
В Украине сила не первый раз бросает дипломатам перчатку, оказавшуюся на днях камнями. И все же уличные инциденты в Киеве — ничто по сравнению с гибелью мирных жителей и их детей, украинских военнослужащих, воем сирен и атаками на города и поселки. В минувшие выходные вооруженные столкновения на Луганщине накрыли собой городок с говорящим названием Счастье. Впрочем, благополучие и всей Украины в целом сегодня под большим вопросом.

В тему

Россия полностью прекратила поставки газа в Украину, идет прокачка только транзитного топлива в сторону Евросоюза. С понедельника “Газпром” перевел Украину на предоплату за газ, а также подал иск в Стокгольмский арбитражный суд с требованием вернуть 4,5 миллиарда долларов. В свою очередь, “Нафтогаз” подал встречный иск в Стокгольм с требованием изменения цены на голубое топливо и возмещения 6 миллиардов долларов переплаты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter