Сельская газета

На курином рынке переполох

Кто обеспечивает нас курятиной и каков сегодня расклад сил на внутреннем рынке?

ПО данным Белстата, 80,8 процента продуктов на нашем столе — отечественного производства. В прошлом году и начале нынешнего потребление практически всех продовольственных товаров увеличилось за редким исключением. Сократились покупки свинины и говядины на полтора процента, зато продажи мяса птицы выросли на 4,3 процента. Да, оно гораздо дешевле, но от этого не менее вкусно и любимо белорусами. Кто обеспечивает нас курятиной и каков сегодня расклад сил на внутреннем рынке?

«Бройлерный король» Евгений Баскин — лидер по производству мяса птицы — удерживает уже более трети рынка. Его фабрика «Смолевичи Бройлер» под брендом «Петруха» единственная в стране преодолела стотысячный рубеж и выпустила в 2017 году 113,3 тысячи тонн продукции. Его могилевское предприятие «Серволюкс Агро», с которой в 2002 году начинал свое дело бизнесмен, недотянуло до показателя предыдущего года, произведя в итоге 78,3 тысячи тонн мяса птицы. И все же на две фабрики Баскина приходится уже почти 32,6 процента всего рынка. В совокупности «Смолевичи Бройлер» и «Серволюкс Агро» выпустили 191,6 тысячи тонн продукции из 588,6 тысячи тонн всего по стране. 

На второе место впервые за несколько последних лет вышел «Агрокомбинат «Дзержинский». Крупнейшая сегодня государственная фабрика произвела 81,4 тысячи тонн бройлеров в живом весе. В топ-15 крупнейших производителей мяса птицы в стране входят еще две частные птицефабрики. 

Эксперты, которые давно говорили о монополизации куриного рынка, оказались правы. В конце прошлого года один из крупнейших частных мясокомбинатов быховский «Белатмит» стал филиалом могилевского предприятия «Серволюкс Агро». «Петруха» запросто поглотил «Мишутку» — так называется марка известных сосисок. На каких условиях владельцы «Белатмита» уступили свой актив, не разглашается. Но это упрочило положение группы компаний упомянутого владельца на мясном рынке страны и увеличило экспортный потенциал его бизнеса. 

Кстати, в Быхове у группы «Серволюкс» есть бизнес — фабрика родительского стада «Агролинк». Таким образом, теперь создается целый могилевский кластер по производству и переработке мяса птицы. Плюс такой же действует на базе фабрики «Смолевичи Бройлер» и мясоперерабатывающего завода «Юнимит». 

Аппетиты приходят во время еды. «Серволюкс» купил у государства Слуцкий племптицезавод и инвестирует в его модернизацию. В апреле-мае прошли общественные обсуждения по инвестпроекту, который планируется реализовать в 2018—2019 годах. Возведение нового комплекса разделено на два этапа. Сначала будут модернизированы три птичника, возведен один новый и создана необходимая инфраструктура в деревне Селище. Затем «Серволюкс» модернизирует один и построит два новых птичника. 

Стоит ли опасаться такой локализации? Вопрос открытый, но ясно одно — будущего у мелких производителей куриного мяса нет, и бояться того, что кто-то займет 50 или 60 процентов рынка, не стоит. Перспектива есть только у крупных интегрированных структур, которые могут себе позволить правильно отстраивать бизнес-процессы. Если опять возвращаться к группе упомянутых компаний, а они сегодня в семерке крупнейших игроков на российском рынке, то даже постоянные наезды Россельхознадзора пошли на пользу. Качество продукции сегодня здесь таково, а чтобы его добиться пришлось немалые деньги вложить в модернизацию и технологии, что ни сальмонеллы, ни листерии, никаких других вредных микроорганизмов в мясе птицы просто быть не может. 

А вот конкуренция на внутреннем рынке стала просто удушающей для производителей. Ежегодное увеличение производства, ограничения Россельхознадзора на поставки привели к перенасыщению рынка. Трудно даже вспомнить, когда еще была такая ситуация. За полки магазинов и кошельки покупателей производители борются всеми доступными способами. Основной – это, конечно, снижение себестоимости и отпускной цены. Но и здесь приходится держать ухо востро, потому что крупные розничные игроки умело сталкивают лбами производителей, вынуждая их предоставлять сетям скидки и бонусы. Разумная маржа, на которую вправе рассчитывать птицеводы, достается ретейлу. Поэтому если не наращивать экспортные поставки, развиваться птицефабрикам уже некуда. 

Ситуация понятная и для рыночной экономики вполне предсказуемая. Поэтому возникает закономерный вопрос: так ли неожиданно и вдруг свалился снег на голову? Обострение конкуренции на внутреннем рынке предсказывали как минимум пять лет назад. Ровно так же, как и на основном экспортном – российском. Производители мяса птицы сегодня повторяют: гораздо легче произвести качественную продукцию, чем ее реализовать. Но есть и подвижки. Первые партии мяса птицы из Беларуси напрямую в Китай планируется отправить уже в середине года. 

germanovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...