Ежегодно в стране сдается более 200 тысяч литров крови и почти 100 тысяч литров плазмы.

На крови не зарабатывают

Ежегодно в стране сдается более 200 тысяч литров крови и почти 100 тысяч литров плазмы. Специалисты утверждают, что этого достаточно для всех клиник страны.
Ежегодно в стране сдается более 200 тысяч литров крови и почти 100 тысяч литров плазмы. Специалисты утверждают, что этого достаточно для всех клиник страны. Именно благодаря донорству медикам удается спасти сотни и тысячи жизней. Летом этого года вступят в силу поправки в некоторые законы по вопросам донорства крови и ее компонентов. Что конкретно изменится в законодательстве, кому полезно сдавать кровь и в чем преимущества добровольного донорства? На эти вопросы “НГ” ответил врач с 40-летним стажем, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Валерий Гуща. 

Ежегодно в стране сдается более 200 тысяч литров крови и почти  100 тысяч литров плазмы.

— Валерий Иванович, Всемирная организация здравоохранения призвала все страны к 2020 году перейти на безвозмездное донорство крови. Насколько это реально у нас? 

— Я вам приведу такую цифру: в более чем 60 государствах мира потребности в донорской крови на сто процентов закрывают добровольцы. К этому должны стремиться и мы. В советские времена 70—80 процентов запасов крови обеспечивалось безвозмездным донорством. Это явление было очень распространено. Конечно, вернуться к таким показателям непросто, нужна большая информационно-разъяснительная работа на предприятиях, в трудовых коллективах. И новый закон также в значительной степени направлен на развитие добровольного донорства. Считается, что человек, который идет на эту процедуру не ради денег, добровольно, не станет скрывать свои болезни или пагубные привычки, например пристрастие к спиртному. А вот материальная заинтересованность вполне способна побудить на безответственные действия. На мой взгляд, донорство крови надо рассматривать не как средство подзаработать, а как осознанный дар здорового человека. Сегодня даришь ты, а завтра, возможно, примешь в дар сам. 

— Для чего создается единая база данных донорства крови и ее компонентов? 

— До сих пор у нас были разрозненные сведения по каждому региону, по каждой станции переливания крови. А теперь представьте, что случается, например, авария или идет тяжелая операция. Срочно необходима определенная группа крови, а подходящего донора в этом момент может просто не оказаться рядом. Пока из района дозвонишься до областной станции переливания крови, пока там найдут нужную кровь, доставят ее, теряется масса времени. Единая компьютерная сеть поможет более оперативно находить для реципиентов кровь, не вызывая отдельно донора. В общую базу данных будут включены сведения о донорах и реципиентах, о нежелательных реакциях и осложнениях, которые могут возникнуть. Безусловно, там будет информация о больных, страдающих гемофилией и другими тяжелыми заболеваниями, и о тех донорах, у которых появились противопоказания для сдачи крови. Единая база данных поможет организовать более рациональную переработку и хранение крови. Раньше, допустим, ее могли хранить только две недели, сейчас — до шести месяцев. 

— Еще один немаловажный вопрос — гарантии прав доноров... 

— Сразу скажу: денег больше платить не станут. Но закон закрепляет право почетного донора на добавку к пенсии по возрасту, предоставление дополнительного, хотя неоплачиваемого, дня отдыха в случае сдачи крови в выходные, праздничные дни или во время отпуска, ряд иных льгот. Еще одна новелла обязывает доноров за два дня предупреждать нанимателей о дате сдачи крови. Естественно, это не касается экстренных случаев. Работодатель же обязан беспрепятственно отпускать работника в день, когда он сдает кровь. 

— А правда, что доноры живут дольше и меньше болеют? 

— Дело в том, что люди с большим количеством эритроцитов и высоким гемоглобином склонны к повышенному давлению. И сдача крови им действительно на пользу. Кроме того, это стимулирует работу костного мозга и ускоряет обновление кровяных клеток. 

— Не планируется ли повышать предельный донорский возраст? Например, в Германии это 68 лет, в Канаде — 70 лет. 

— Видимо, у них это связано с более высоким возрастом выхода на пенсию. У нас законом определен минимальный возраст для сдачи крови 18 лет, максимальный — 60 лет. Согласен, есть здоровые люди, которые и в 70 лет чувствуют себя прекрасно. Но много ли у нас найдется желающих стать донором в этом возрасте? Наверное, единицы. Стало быть, поднимать этот вопрос не имеет смысла.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter