На кредит надейся, но и сам не плошай

СЕЗОННАЯ специфика растениеводческой отрасли в сельском хозяйстве сама по себе предполагает его кредитование. Производитель, прежде чем получить деньги за выращенный урожай, должен иметь средства на приобретение топлива, удобрений и других ресурсов. Приплюсуем сюда покупку техники, новое строительство и модернизацию производства в животноводстве. Собственного оборотного капитала для этих целей хозяйства Беларуси, России и Казахстана в основной своей массе не имеют еще с советских времен, когда паритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией выравнивался именно за счет кредитов. Крестьяне брали необходимые деньги в банке и по дешевке сдавали все произведенное государству. Долги росли как грибы после дождя, но периодически списывались. К сожалению, подобная малоэффективная система финансово-экономической поддержки АПК с некоторыми видоизменениями сохранилась до сегодняшнего дня.

О чем свидетельствуют долги АПК в странах Таможенного союза

СЕЗОННАЯ специфика растениеводческой отрасли в сельском хозяйстве сама по себе предполагает его кредитование. Производитель, прежде чем получить деньги за выращенный урожай, должен иметь средства на приобретение топлива, удобрений и других ресурсов. Приплюсуем сюда покупку техники, новое строительство и модернизацию производства в животноводстве. Собственного оборотного капитала для этих целей хозяйства Беларуси, России и Казахстана в основной своей массе не имеют еще с советских времен, когда паритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией выравнивался именно за счет кредитов. Крестьяне брали необходимые деньги в банке и по дешевке сдавали все произведенное государству. Долги росли как грибы после дождя, но периодически списывались. К сожалению, подобная малоэффективная система финансово-экономической поддержки АПК с некоторыми видоизменениями сохранилась до сегодняшнего дня.

НАЧАЛО текущего года предприятия агропромышленного комплекса Беларуси встретили также в долгах, хотя показатель по увеличению объемов производства и был достигнут. Более того, агропромышленному комплексу удалось выполнить задачи по поставкам своей продукции на внешние рынки. Несмотря на это, суммарная задолженность сельхозорганизаций составила около 60 триллионов рублей и выросла за 2011 год более чем на 30 процентов. В том числе задолженность по кредитам и займам достигла почти 40 триллионов рублей.

Эти результаты были вызваны во многом ценами на внутреннем рынке, которые не позволили в 2011 году компенсировать растущие затраты. Между тем горюче-смазочные материалы выросли в цене для сельхозпроизводителей в три раза. Подорожали удобрения. Накладным из-за роста процентных ставок стало обслуживание кредитов. В то же время закупочные цены повышались более медленными темпами, и их увеличение не компенсировало хозяйствам дополнительные расходы.

«Величины выручки, которую получают сегодня сельхозорганизации, явно не хватает для покрытия имеющихся финансовых обязательств, — отмечал в январе Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович. — Даже если она составит в 2012 году около 47—47,5 триллиона рублей, то чтобы расплатиться с долгами, надо полтора года работать, ничего не приобретая и не тратя».

Учитывая сложившуюся ситуацию, Правительство предприняло определенные шаги для выправления финансового положения в АПК. В частности, темпы повышения закупочных цен на сельхозпродукцию теперь более тесно увязаны с ростом затрат производителей. Летом в стране было также проведено частичное списание долгов аграрному сектору. По постановлению Совета Министров № 775 от 22 августа 2012 года более чем 30 сельскохозяйственным предприятиям возмещена из бюджета часть стоимости кредитов, выделенных на развитие птицеводства, молочной отрасли, а также на реконструкцию, техническое переоснащение и строительство комплексов по выращиванию свиней на общую сумму почти 850 миллиардов рублей.

Тем не менее статистика свидетельствует, что ощутимого оздоровления аграрному сектору это не принесло. Только просроченная кредиторская задолженность предприятий и организаций на 1 октября 2012 года составила в целом по республике 14,4 триллиона рублей и выросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,49 раза. От названной суммы на долю АПК приходится 26,5 процента, или около 4 триллионов рублей.

МЕЖДУ тем и сегодня долги продолжают расти. В соответствии с постановлением Совета Министров № 912 Белагропромбанк, Беларусбанк, Белинвестбанк и БПС-Сбербанк получили гарантии Правительства по кредитованию вплоть до 30 декабря текущего года организаций, производящих хлебопродукты, комбикорма и сахар. Документом внесены изменения в постановление Совета Министров № 586 от 25 июня 2012 года. Сумма кредитов увеличена на 20,9 процента — с 2,8 до 3,4 триллиона рублей. Речь идет о закупках зерна, зерна кукурузы для производства крахмала и крахмалопродуктов, а также о закупках маслосемян рапса, сахарной свеклы, льноволокна.

Продолжается также кредитование Госпрограммы устойчивого развития села на 2011—2015 годы, которая включает 19 целевых программ, направленных на реализацию конкретных мероприятий в различных отраслях АПК (мелиорация земель, техническое обеспечение, молочная отрасль, птицеводство, свиноводство, картофелеводство, овощеводство и плодоводство, производство и переработка льна, племенное дело, селекция и семеноводство и другие). С этой целью предусмотрено выделение более 60 триллионов рублей кредитных средств. Если раньше для выполнения отраслевых программ привлекались ресурсы Белагропромбанка и Беларусбанка, то теперь, согласно Указу Президента Республики Беларусь № 256 от 20 июня 2011 года, государственные гарантии от Правительства или местных органов власти на возврат основной суммы долга получили и коммерческие банковские структуры.

Как сообщила журналистам на прошлой неделе председатель Национального банка Беларуси Надежда Ермакова, у нас нет проблемы, что кто-то кому-то не дал кредит по причине нехватки ресурсов. Но нужно ужесточить требования к их выдаче. То есть кредит должен быть обеспечен. Он должен просматриваться к возврату, должны соблюдаться все принципы кредитования и эффективность выданных кредитов.

Более конструктивную политику кредитования отрасли  намеревается проводить и Минсельхозпрод Беларуси. По мнению его главы Леонида Зайца, сформированные в стране механизмы хозяйствования обеспечили существенный рост валовой продукции АПК, но оказались недостаточно эффективными для решения актуальнейшей проблемы — укрепления экономики сельхозорганизаций. Дефицит финансовых средств ныне стал главным препятствием полномасштабной реализации производственных программ отрасли, следовательно, и дальнейшего ее развития.

Действительно, при существующей затратности сельхозпроизводства сложилась ситуация, что чем больше мы производим продукции, тем выше долги. С таким багажом трудно будет вписаться в мировое торговое сообщество.

НЕ В ЛУЧШЕМ положении оказалась и Россия. В минувшую среду Госдума рассмотрела проект постановления «Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и на период 2014 и 2015 годов». Депутат Сергей Доронин, принимая участие в его обсуждении, отметил, что сегодня говорить об успехах в денежно-кредитной политике трудно. Но обвинять в сложившейся ситуации исключительно только Центробанк не следует. На практике стоимость кредитов для предприятий остается запредельной. Если в Финляндии фермер получает инвестиционные кредиты под 2 процента, то в России, даже с учетом субсидирования ставки, — 4—7 процентов. В итоге многим сельхозпредприятиям не хватает получаемой прибыли даже на выплату займов. Фактически Россия стоит на пороге массовых банкротств в аграрно-промышленном комплексе. Жизнь буквально вынуждает ее ставить вопрос о списании хотя бы части задолженности по инвестиционным кредитам.

ОГРОМНЫЕ средства вкладывает в развитие АПК и Казахстан. Под новую программу «Агробизнес-2020» здесь намерены с 2013 по 2020 год потратить 2 триллиона 850 миллиардов тенге. Это на 500 миллиардов больше, чем производит все сельское хозяйство страны сейчас. Хотя по условиям ВТО государственная поддержка сектора не может превышать 10 процентов от ВВП, в Казахстане же она на данный момент составляет 3,7 процента. Только бюджетные субсидии по различным программам будут увеличены за 8 лет в 4,5 раза. При этом впервые будет проведена разовая реструктуризация кредитов агробизнеса (аналогичная той, что была проведена для долларовой ипотеки физических лиц в период первой волны кризиса) в размере 300 миллиардов тенге, что должно снизить долговую нагрузку сельхозтоваропроизводителей за счет понижения действующей процентной ставки.

Вхождение Беларуси в Единое экономическое пространство предопределяет необходимость координации механизмов хозяйствования в АПК, в первую очередь однозначности в уровне и направленности господдержки сельхозпроизводителей, в том числе и за счет кредитования. Пока, как видим на примерах России и Казахстана, она отсутствует. Каждая из сторон кроит господдержку АПК по собственным меркам.

КАК отметил на коллегии Минсельхозпрода Беларуси министр Леонид Заяц, процесс сокращения субсидирования государством производственных расходов в АПК будет нелегким. В последние годы у сельхозпроизводителей республики сформировался преимущественно иждивенческий менталитет по отношению к бюджету государства, вопросы же собственной аграрной экономики ушли на второй план.

Поэтому альтернативы интенсификации производства конкурентоспособной на рынках продукции, преимущественно на основе грамотного и высокоэффективного использования внутренних резервов, заметного роста рентабельности, у отечественного АПК нет.

Олег КАМИНСКИЙ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter