О картине художника Петра Крохолева «Березки»

На краю летнего леса

В  серые зимние дни, особенно в ранние и долгие сумерки, с трепетом и восторгом начинаешь думать о теплом лете, голубом небе, зеленой траве и ярком солнце. Накатывают воспоминания, даже запахи помнишь: цветов, мокрой травы, близкого леса, нагретой солнцем дороги, прохладной речной или озерной воды…



Всю эту красоту начинающего лета я и увидел на полотне Петра Крохолева в бесхитростном пейзаже с очень простым названием — «Березки». Висит этот холст в постоянной экспозиции нашего художественного музея. Висит и греет своей наивной простотой и удивительной честностью всех, кто останавливается рядом с ним.

Замер и я. Стоял перед этим пейзажем, любовался и подумал вот о чем. Творцы мечтают остаться в искусстве произведениями серьезными, масштабными, значительными и глубокими. Преимущественно над такими и работают. Но проходит время, иногда и не очень большой срок, а от прославленного автора симфоний, опер и балетов остается лишь простенькая детская песенка, которую напевают даже взрослые. А от писателя, строчившего многотомные романы-эпопеи, выходившие огромными тиражами в обложках с золотым тиснением, читатели помнят и знают лишь небольшой рассказ на несколько страниц с невыдуманным сюжетом.

И с художниками часто случается та же история. Вот Петр Серапионович Крохолев написал много картин, посвященных коллективизации, Великой Отечественной войне, революции, труду на колхозных полях. Также остались портреты передовиков производства, механизаторов, бригадиров, полеводов... А в главном музее Беларуси висит скромный пейзаж, который и представляет зрителям этого мастера.

Петр Крохолев был профессором и заведующим кафедрой станковой живописи театрально-художественного института (ныне — Академия искусств). Мы, студенты, относились к нему несколько иронично. Он со своим классическим образованием казался нам старомодным, почти древним, а его взгляды на искусство слишком простыми и очевидными как дважды два. Мы профессора живописи слушали, но не слышали, а он упорно повторял, что дважды два четыре, а не восемь с половиной…

Сегодня, глядя на этот пейзаж, понимаю то, что преподаватель пытался нам втолковать, на что хотел открыть глаза. Земля, трава, свет, молодые березки и их тени. Вроде все совершенно просто, но глядишь, всматриваешься, даже стараешься вдохнуть аромат летнего дня. Отходишь от пейзажа, написанного просто и лаконично, довольный, словно на краю леса побывал, словно услышал, как шумят листья на молодых березках. Вспоминаешь профессора Крохолева и думаешь, что если бы увидел его сегодня, то сказал бы спасибо за простые и вечные истины, которые он пытался втолковать молодым и дерзким живописцам. И за этот простой трогательный летний пейзаж с березками.

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter