Дина Аверина, Алина Горносько и серьезные мужчины в пиджаках. От кого зависит развитие мировой гимнастики?

На ковре и под ковром

На чемпионатах мира по спортивной и художественной гимнастике, что друг за другом проходят в японском (что важно!) Китакюсю, есть место спорту, но еще больше там политики. Политики спортивной и не только…

Дина Аверина: какой ее запомнит история?
fbcdn.net

Да, россиянка Дина Аверина, выиграв три золотые медали в отдельных видах, почти догнала по количеству побед на чемпионатах мира неподражаемую Евгению Канаеву, а если выиграет в выходные еще и многоборье, то станет первой в истории гимнасткой, которой удалось четырежды победить в многоборье на чемпионатах мира. Да, следом за неудачей на Олимпиаде в Китакюсю потеряла обруч Арина Аверина, чем позволила всем в очередной раз подчеркнуть, что даже у элитных гимнасток бывают неудачи. Да, Ирина Винер-Усманова выводила своих подопечных на ковер чемпионата мира, держа икону в руках, но в упражнении с лентой оценка Дины Авериной оказалась ниже, чем у белоруски Алины Горносько. Да, как и на Олимпиаде, россияне подавали протест, но судейский вердикт был неумолим: золото отправилось в Беларусь.

Это формально чисто спортивная сторона. Однако по другую сторону от пьедестала — отказ олимпийской чемпионки Линой Ашрам (и вообще всей израильской сборной) от выступления на чемпионате мира, драматичное снятие с соревнований (из-за травмы одной гимнастки) выигравшей в Токио олимпийское золото команды Болгарии в групповых упражнениях и невероятно пристальное внимание, которое уделяют судейству в Китакюсю прежде всего в России. Будто бы и нет в российском спорте другой более важной задачи, чем необходимость доказать, что на Олимпиаде в Токио Дина Аверина не проиграла, а Линой Ашрам не выиграла. Даже официальный Кремль не перестает комментировать происходящее на гимнастическом ковре, что уж говорить про телевизор, который поет о «возможности реваншироваться перед мировым сообществом за обидные поражения на Олимпиаде»?!

Тема между тем уже вышла за пределы ковра и даже за пределы самых закрытых кабинетов. На следующей неделе в ходе конгресса Международной федерации гимнастики (FIG) в турецкой Анталье состоятся выборы нового президента организации. И прямо сейчас мы наблюдаем развернувшуюся под гимнастическим ковром войну миров. Действующий глава FIG 62-летний японский бизнесмен Моринари Ватанабэ (который, к слову, был избран на этот пост в 2016 году, заменив отработавшего 20 лет и погрязшего в скандалах итальянца Бруно Гранди) не стесняется пользоваться активной и безоговорочной поддержкой властей Японии, которые используют свои диппредставительства по всей Европе, чтобы поддержать кандидатуру соотечественника. 

Специализирующийся на новостях спортивной политики сайт Insidethegames.biz пишет: «На некую ангажированность предстоящих выборов указывает тот факт, что господин Ватанабэ одобряет запросы национальных руководящих органов по всему миру на предоставление им бесплатного оборудования. Тем самым Ватанабэ рассчитывает получить от них лояльность и симпатии в предстоящем голосовании. Сотрудники посольств Японии в разных странах мира рассылают письма в федерации гимнастики этих стран, пытаясь организовать встречу «для обсуждения выборов». В частности, в одном из таких писем сотрудник японского посольства отмечает, что Япония «поддерживает кандидатуру Ватанабэ» и в этой связи ищет «возможность встретиться с кем-либо из федерации, имеющим соответствующие полномочия». В другом подобном письме сотрудники посольства предлагают «ознакомиться с предвыборной программой Моринари Ватанабэ», отмечая, что его кандидатура очень важна для Японии. 

В тоже время Insidethegames.biz подчеркивает, что мистеру Ватанабэ предстоит столкнуться с серьезной конкуренцией со стороны г-на Фарида Гаибова, которого в сентябре назначили министром молодежи и спорта Азербайджана, а еще раньше он стал президентом Европейской гимнастики (European Gymnastics). При Гаибове возглавляемая им федерация достигла немалых успехов, а Баку стал очень важным городом на карте мировой художественной гимнастики. В программном интервью для российского «Спорт-экспресса» Гаибов рассказал, как учился на русском языке, как защитил кандидатскую в Санкт-Петербурге, в Институте Лесгафта: «Мне бы хотелось, чтобы у всех европейских федераций была единая позиция, общее видение, чего мы хотим и как планируем этого добиваться. Получится ли — жизнь покажет».

Удивительный пьедестал в упражнении с лентой на чемпионате мира: Дина Аверина, Алина Горносько и Арина Аверина.
Фото FIG

Для того чтобы одному из претендентов возглавить FIG, необходимо получить поддержку большинства национальных федераций, выступающих под эгидой организации. Всего в FIG зарегистрировано 148 федераций-членов. Так что в этой связи понятны и рассылаемые по почте реверансы японцев, и заявления Гаибова о тесных связях с Россией (у которой всегда было много самых разных интересов в гимнастике), и его надежды на то, чтобы Европа выступила на выборах единым блоком. Получится ли?

Жизнь покажет. Мы же со своей стороны должны не только приглядеться к прекрасным выступлениям Алины Горносько и Анастасии Салос, но и задуматься над тем, почему представители нашей спортивной гимнастики заняли на чемпионате мира места, которые даже стыдно называть. И куда смотрит Нелли Ким, между прочим, вице-президент FIG, которая, как и Ватанабэ, намерена переизбраться на новый срок? Куда смотрит олимпийская чемпионка, которая давно живет в Америке, но во всех предвыборных протоколах проходит как белоруска. А еще следом за кандидатами в руководящие структуры FIG нам следует хотя бы на секунду задуматься над тем, почему даже вхождение в олимпийскую программу не вывело на новый уровень популярности прыжки на батуте. И как сделать новые шаги в развитии некогда представленных в программе II Европейских игр в Минске акробатики и аэробики? И через какие преграды безо всяких выборов/переговоров/разговоров перепрыгнет паркур? Его представители тоже входят в FIG, но, похоже, даже в профильной подфедерации до конца не понимают всех запросов молодого поколения.

А пока да — Дина Аверина, в основном выигрывает, Алина Горносько подтверждает уровень белорусской школы, а пестрая лента опутывает мир художественной гимнастики причудливее, чем в романах Конан-Дойля.

gord@sb.by




Маринари Ватанабэ и Фарид Гаибов.
Маринари Ватанабэ, президент FIG:

— Впервые в истории FIG с момента ее основания в 1881 году чемпионат мира по спортивной и художественной гимнастике проходит в одном и том же городе в один и тот же период времени. Это происходит в том числе и потому, что один город отказался от организации соревнований из-за пандемии. Но это новая возможность. У меня есть мечта, что в один прекрасный день мы организуем своеобразные «Олимпийские игры по гимнастике», где вместе будут состязаться представители спортивной и художественной гимнастики, прыжков на батуте, акробатики, аэробики, паркура. Это, безусловно, повысит ценность мировой гимнастики.

Фарид Гаибов, президент Европейской гимнастики:

— Сегодня только спортивная гимнастика (14), художественная гимнастика (2) и прыжки на батуте являются нашими олимпийскими видами спорта, в них разыгрывается 18 комплектов медалей. Наша цель должна состоять в том, чтобы увеличить количество медалей, чтобы дать возможность как можно большему количеству стран вернуться домой с наградами. Принимая во внимание другие популярные виды спорта, нужно сказать, что гимнастика имеет среди них наименьшее количество олимпийских медалей. Нужно что-то менять…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter