Как белорусская Конституция выдержала проверку временем

На корабле появился капитан

ИТАК, почему наша Конституция именно такая, а не иная? Почему предпочтение отдано президентской республике, а не парламентской? Чтобы ответить на эти вопросы, надо вспомнить, в каких условиях принимался Основной Закон страны.

После развала Советского Союза стали резко проявляться негативные процессы в экономике и общественной жизни. Преобладали хаос, вседозволенность, безответственность. Управление государством было минимальным. Помню, что в 1993 году инфляция за месяц достигала 30 процентов. Раз в квартал зарплаты повышались в два раза, но это была лишь компенсация уже состоявшегося роста цен, который не останавливался ни на день.

Несколько лет назад я встречался с ныне покойным Николаем Дементеем, председателем Верховного Совета, возглавлявшим Конституционную комиссию. Он вспоминал о ситуации в начале 90-х годов: предприятия простаивали, люди жили бедно. Мы фактически были неэффективной парламентской республикой. Верховный Совет увяз в дискуссиях, часто бесплодных. У тогдашнего Совета Министров не хватало полномочий, чтобы решать проблемы. В стране не было порядка. Словом, требовалось единоначалие, подытожил Николай Иванович.

В начале 1994 года он заявил депутатам, что стране нужна президентская республика. Была надежда, что с избранием Президента, наделенного широкими полномочиями, закончится период разброда и шатания. Ведь Беларусь в то время была похожа на корабль без капитана в бушующем море. Его раскачивали не только жизненные трудности, но и отдельные недальновидные личности. Это грозило немалыми последствиями: под угрозой суверенитет страны. А всенародно избранный Президент мог нормализовать политическую и экономическую ситуацию, дать людям уверенность в завтрашнем дне.

Но для решения непростых задач того времени требовалась незаурядная личность. Ею и оказался первый Президент Александр Лукашенко. Он уверенно взял на себя обязанности капитана корабля в штормовом море, навел порядок в экономике.

Однако вернемся немного назад. При разработке Конституции рассматривались два варианта президентской республики: США и Франции. У первой только президент, у второй, кроме него, еще и премьер-министр. В итоге Париж оказался привлекательнее. В Беларуси и во время разработки Конституции, и сейчас в значительной мере представлена государственная форма собственности. Значит, власть должна особое внимание уделять экономике, нужен Совет Министров и его руководитель — Премьер-министр. Жизнь подтвердила правильность подхода.

Конституции четверть века. За такой большой период поправки вносились лишь дважды. Это говорит о том, что Основной Закон выдержал проверку временем. Потому что готовился основательно, вдумчиво, без спешки, с учетом опыта других стран, но применительно к нашим условиям. 

На основании результатов референдума 1996 года Конституция была принята в новой редакции, перераспределены полномочия между Президентом, Парламентом и Правительством, расширены некоторые права и свободы. Итогом референдума 2004 года стало изъятие из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков. 

В 1996 году вместо Верховного Совета создавалось Национальное собрание с двумя палатами — Советом Республики и Палатой представителей. В чем преимущество двухпалатного Парламента перед однопалатным? Законопроекты проходят двойную проверку. Если нижняя палата недоработает, верхняя поправит. В Совете Республики немало опытных людей. Они могут увидеть, что какое-то положение закона расходится с жизнью, нашими реалиями. Это эксперты законодательного процесса. 

Белорусская Конституция — одна из самых совершенных и гуманных в мире. Каждому из нас гарантированы широкие гражданские права и свободы, главные из которых право на труд, образование, медицинскую помощь, отдых. 

Конечно, надо быть реалистами и понимать, что не все требования Основного Закона будут везде и безукоризненно выполняться. Порой за них надо бороться. Например, кроме права на труд работникам гарантируется и справедливая доля вознаграждения за него, причем не ниже определенного уровня. А чтобы работодатели, как говорится, не наглели, граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы и заключение коллективных договоров. Белорусский профсоюз работников АПК всегда на страже их интересов: выявляет случаи, когда сотрудникам недоплачивают за стаж, вредные условия труда, профмастерство, сложность и напряженность труда. Словом, общественная организация добивается того, что гарантирует человеку Конституция.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter