Почему собственник снесенного дома оказался в арендной квартире

На кону — жилье

«В 1982 году мой дом был снесен в связи с освобождением площадки под строительство нового жилого квартала. По решению Минского городского Совета народных депутатов взамен была предоставлена государственная 3‑комнатная квартира по улице Беды. Денежная компенсация не выплачивалась, поскольку не была предусмотрена законодательством тех лет. В 2015 году я пытался оформить квартиру в собственность, однако получил отказ. И теперь стал арендатором жилья у государства. Почему нарушено мое право собственности? Александр Алькин, Минск».

Вопрос рассматривался в суде, который и объяснил, как эта коллизия могла произойти. Общий порядок таков. Если на момент сноса дома, а также строений и насаждений при нем, принадлежащих гражданину на праве собственности, не была предусмотрена денежная компенсация, то у бывшего собственника появляется право приватизировать безвозмездно жилье, полученное в результате сноса, независимо от времени его предоставления. Однако для этого согласие на, подчеркиваю, бесплатную приватизацию должны были дать все совершеннолетние члены семьи, зарегистрированные в таком жилье. Поскольку за ними сохраняется равное с нанимателем право владения и пользования жильем. Такой порядок закреплен в указе Президента от 26 апреля 2010 года № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» и в части 1 статьи 136 Жилищного кодекса страны. 

В 2015 году А.Алькин обратился в администрацию района с заявлением о приватизации жилья, согласие на которую дали его жена и дочь. Но вот вторая дочь и ее муж выразить согласие на получение жилья бесплатно в собственность отцом отказались. Их действия А.Алькин не оспаривал. В итоге с 1 июля 2016 года квартира включена в состав коммерческого государственного жилфонда. Участники процесса и этот факт не оспорили, а теперь, как считает суд, приватизация коммерческого жилья невозможна. 

Если дом кооперативный, то кому принадлежит магазин в этом доме?

Этим вопросом задалась Светлана Борисова из Могилева. Она проживает в кооперативном доме, строившемся не за государственные деньги, как практически все жилье в СССР, а за личные сбережения жильцов. В кооперативы тогда организовывались граждане, которые хотели получить квартиры побыстрее, не ожидая 10 лет в очереди. 

«276 квадратных метров коммерческой площади в нашем доме образовались в результате перепада высоты на местности. Но если дом строился за деньги членов кооператива, то, следовательно, таким же образом возникли и эти квадратные метры, на которых располагался магазин. Но деньги от сдачи его в аренду многие годы получал гор­исполком, а не жильцы. Правильно ли это?»

В деле разбирались Могилевский горисполком и прокуратура Могилевской области. И вот что следует из полученных «СБ» документов. В декабре 1966 года утвержден акт приемки в эксплуатацию 80‑квартирного дома ЖСК‑6 со встроенным помещением овощного магазина. Тогда же в декабре 1966 года Могилевский горплодоовощторг принял от строительного управления № 56 ОАО «Стройтреста № 12» цокольное помещение под оборудование овощного магазина. 

Имеется и более актуальная информация. По сведениям из Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, здание многоквартирного жилого дома № 48 по улице Лазаренко в Могилеве зарегистрировано на праве совместного домовладения за ЖСК № 6. А нежилое полуподвальное помещение принадлежит на праве собственности городу Могилеву и на праве хозяйственного ведения закреплено за КУП «ЖРЭУ Ленинского района г. Могилева».

aelita@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter