О доверии населения к реформе ЖКХ

На коммунальной диете

Система жилищно–коммунального хозяйства уже второй год работает в режиме финансовой диеты. Оптимизация расходов, которая, по идее, должна несколько сдержать рост тарифов на ЖКУ, — вот основной лейтмотив. Другой вопрос — как сказывается оздоровление системы на потребителях жилищно–коммунальных услуг.

Недавно начальник управления экономики Минжилкомхоза Дмитрий Казановский заметил: жесткое нормирование накладных расходов, топливно–энергетических ресурсов и прочих затрат положительно влияет на финансовую устойчивость ЖКХ. И если еще год назад подобный подход вызывал кое–где на местах критику, то сейчас уже не нужно никого переубеждать в правильности ранее принятого решения перейти на планово–расчетные цены. Как следствие — затраты на услуги ЖКХ в первом полугодии 2017–го по сравнению с аналогичным периодом года минувшего снизились в среднем на 5,7% при задании 5%. Причем задание это выполнили все облисполкомы и столица. Уменьшить затраты получилось, в частности, за счет энергосберегающих мероприятий, снижения технологических потерь тепловой энергии и воды, уменьшения расходов на природный газ.

Удалось также нарастить темпы капитального ремонта жилья. За январь — июнь он проведен на 739,5 тысячи квадратных метров. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года — на 560 тысячах. А к Новому году ремонт будет выполнен на 1,86 миллиона квадратных метров. И вообще, к 2020–му ежегодный объем капремонта предполагается увеличить с нынешних 2,3% от всего жилого фонда до 3%. Хорошо, если так и будет. Правда, до сих пор часть собственников квартир не может свыкнуться с тем, что ряд работ в процессе преображения многоэтажек уже не выполняется. Напомним: соответствующий подход был определен постановлением Совмина. В частности, ремонт подъездов нынче ведется за счет средств граждан либо самими жильцами, либо предприятиями ЖКХ в качестве подрядчиков. В Минжилкомхозе отмечают: конечный результат зависит от умения подрядчиков и заказчиков вести диалог. Заказчик, к слову, вправе выбрать устраивающий его объем работ, все технические характеристики, вплоть до цвета стен в подъезде.

Еще одна причина недовольства жильцов — тепловая модернизация домов. Вернее, ее отсутствие. Дело это дорогостоящее, и здесь организациям ЖКХ также удается сэкономить. Согласно данным профильного министерства, тепловая модернизация занимает около 10% от всего объема капитального ремонта: утепление проводится лишь точечно — в соответствии с результатами обследований жилфонда и технического состояния домов. С экономической точки зрения вроде все правильно: «шуба» нужна в первую очередь там, где зимой холодно. Но, с другой стороны, больно смотреть на многоэтажки с уродливыми квадратными латками на фасадах. Это эстетики совсем не прибавляет. Так что подобная экономия в ряде случаев — палка о двух концах.

Оптимизация расходов организаций ЖКХ внутренними резервами организаций вряд ли ограничится. Минжилкомхоз планирует привлечь население. В частности, министр жилищно–коммунального хозяйства Александр Терехов предлагает стимулировать граждан к установке в квартирах индивидуальных приборов учета тепловой энергии. Проект соответствующего нормативного правового акта уже разрабатывается. В том, что документ будет принят, сомнений почти нет. Напомним, что с 1 января 2018 года Беларусь планирует выйти на стопроцентный уровень возмещения затрат по всем услугам ЖКХ, за исключением тепловой энергии. Последняя стоит очень дорого, и в минимизации затрат на оказание данной услуги, видимо, придется поучаствовать всем миром. Параллельно устраняя недостатки в системе учета отпущенной тепловой энергии и сведя к минимуму потери в жилфонде при выработке и транспортировке теплоносителей.

Никто никогда не считал финансовую диету для системы ЖКХ безболезненным способом оздоровления. Для населения же важно, чтобы участие в процессе было взаимовыгодным, а о выполнении промежуточных задач рассказывалось своевременно и подробно. Пока вроде так и есть, хотя до сих пор неясно, где же предел у этой оптимизации. Важно и то, чтобы сокращение затрат заметно не аукалось на качестве и объеме оказываемых населению услуг. В противном случае потребители, увидев очередную жировку с несуразно большими суммами и оглянувшись вокруг, могут «проголосовать рублем». В смысле: вовсе отказаться платить. Пока же, как заверяет начальник управления экономики Минжилкомхоза Дмитрий Казановский, собираемость платежей с населения по итогам первого полугодия — 98,3%. Это очень хороший показатель, демонстрирующий уровень доверия граждан к проводимым реформам. Важно его не потерять.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter