Почему в центре Витебска зарастает Западная Двина и как изменить ситуацию

На ком лежит Двина

В витебский корпункт обратились пенсионерки Светлана Мефодьева и Анна Семченок. Горожанки всерьез озабочены нынешним состоянием Западной Двины в центре города. Утверждают, река все больше заболачивается, сейчас зеленые островки и тина добрались уже до середины русла. Что стало причиной и можно ли исправить ситуацию? Поиском ответов занялась корреспондент «Р».

Река отступила от набережной на несколько десятков метров.
Фото автора

«Убежавшая»… набережная

По красивой набережной, что тянется вдоль величественного Свято-Успенского кафедрального собора, проходит под Кировским мостом и украшает собой окрестности парка Победителей и площади Победы, гуляют сотни людей. Это место фотосессий для новобрачных, сюда стремятся приезжие туристы. Классно был задуман проект: на месте соединения Двины и Витьбы с помощью бетона и камней обустроен оригинальный водный каскад, ажурный мостик связывает берега. Я помню, несколько лет назад его во время паводка полностью заливало водой. 

Теперь река отступила от набережной на несколько десятков метров. Травой, которая удерживает собой всевозможный мусор, зарастает не только река у берега, но даже средняя часть водного полотна. И как-то странно смотрится посредине все еще широкой Двины рыбак в резиновых сапогах. Стоит себе и ловит рыбу в полусотне метров от берега, куда без проблем дошел пешком.

— Да, Двина здорово обмелела, — в голосе капитана теплохода «Витебск», речника почти с полувековым стажем Виктора Хвастовского явственно чувствуется озабоченность. — Ходить в такой обстановке, конечно, сложно. К счастью, в последние недели у нас дожди почти не прекращаются, вода немного поднялась. Но, тем не менее, все время приходится быть начеку. Несмотря на всего полуметровую осадку судна, запас глубины небольшой. Пассажиров тоже, конечно, хотелось бы побольше, хотя мы и совершаем в выходные по 5—7 рейсов в день.

Честно говоря, я сама все реже вижу теплоходы на реке. Расписания на главной пристани у мемориального комплекса «Три штыка» тоже не нашла. Ни с чем ушли отсюда в день моей служебной экскурсии и приехавшие специально из глубинки покататься на кораблике молодые родители с двумя детками. Подождали-подождали речной транспорт и отправились гулять пешком. Оказывается, теплоходы курсируют только по выходным и без расписания — по мере заполнения судна.

Так что же случилось с рекой? Почему в центре города она выглядит так печально и только ли погода виновата в ее бедах? Попросим специалистов поделиться своим мнением. Забегая вперед, скажу: оно у всех разное.

Корабли все чаще становятся на прикол.

Преграда или благо?

Итак, капитан-наставник «Витебскводтранса» Леонид Лепешкин считает, что на полноводность реки ниже по течению повлияла работа новой Витебской ГЭС:

— В летний, засушливый период и так воды немного, а гидроэлектростанция создает свой «резерв», держит водохранилище. Сброс маленький, поэтому и течение небольшое. А это в свою очередь способствует и зарастанию реки. Но ведь раньше мы без проблем ходили из Витебска до Полоцка, воды было предостаточно…

Начальник отдела путевых и строительных работ «Витебскводтранса» Дмитрий Демешкевич, наоборот, уверен: ГЭС открыла массу новых возможностей для речников. Он озвучивает идею, которая пока, к сожалению, еще не реализована, хотя никаких препятствий к воплощению интересного замысла в жизнь нет. Было бы желание у «Витебскгордормоста» — то есть собственника прогулочных теплоходов (их в Витебске, кстати, два) — организовать еще один маршрут для отдыхающих.

После введения в строй гидроэлектростанции и строительства здесь специального пропускного шлюза полноводной Двиной можно вволю любоваться вверх по течению. Речные перепады уже не помешают теплоходам подняться туда — вплоть до музея-усадьбы Ильи Репина «Здравнёво». Туристы и красоты Витебской ГЭС увидят, и шлюз оценят, и с творчеством великого художника познакомятся. 

Дмитрий Демешкевич надеется, что это предложение получит свое практическое решение. А в мелкой в черте города Двине не видит поводов для волнения — такая ситуация иногда наблюдалась и в прежние годы. Что касается зарастания, в этом специалист прежде всего винит неинтенсивное судоходство. По его мнению, проблему можно решить, если пользоваться возможностями реки более широко. Сейчас же собеседник просит речных путешественников не волноваться: несмотря на обмеление Двины, ситуация под контролем. По графику путевые катера обследуют фарватер, проводят очистные работы судоходного русла и при необходимости корректируют месторасположение буев.

Вместо эпилога

Вроде все понятно. Каждый оценивает ситуацию со своей точки зрения. Кто-то ухаживает за фарватером, кто-то предлагает новые маршруты, кто-то строит еще одну набережную на другом берегу, кто-то сетует на недостаток пассажиров, а кто-то просто ловит рыбу. В итоге получается, что рекой пользуемся все мы. Несколько организаций считают себя частичными хозяевами Двины. Но, беседуя с разными специалистами, я, к сожалению, не услышала главного: кто оценит нынешнее состояние реки и примет меры к тому, чтобы она украшала центр города, а не тревожила витебчан все более зарастающим ложем? 

КОМПЕТЕНТНО

Петр ДУК, заместитель председателя Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— К нам по вопросу нынешнего состояния Западной Двины в черте города Витебска пока никто не обращался. Считаю, что в падении уровня воды следует винить прежде всего изменение климата и, как следствие, необычные погодные условия. Длительная засуха — с апреля по июнь — спровоцировала обмеление русла. Конечно же, строительство еще одной гидроэлектростанции ниже по течению позволило бы повысить уровень воды в черте Витебска, превратив данный участок реки в водохранилище. Но пока этой станции нет, нужно исходить из имеющихся ресурсов и по возможности помочь Двине избежать зарастания. Если будет принято решение детально изучить ситуацию, как говорится, «продиагностировать» реку, и найдутся необходимые финансовые средства, мы готовы привлечь для этой работы нужных специалистов и приступить к исследованиям.

ОФИЦИАЛЬНО

В РУП «Витебскэнерго» утверждают: говорить о том, что низкий уровень воды в реке как-то связан с вводом в действие Витебской ГЭС, в данной ситуации в корне неправильно. В соответствии с проектом строительства каскада ГЭС на Западной Двине, по заключению специалистов, река должна стать более полноводной в границах города после возведения Бешенковичской гидроэлектростанции. Вот только когда энергетики приступят к реализации данного проекта — пока, к сожалению, неизвестно.Сейчас ведутся поиски инвестора.

begunova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter