На кого похож Скорина?

В начале 80-х пришлось участвовать в одном своеобразном конкурсе.
В начале 80-х пришлось участвовать в одном своеобразном конкурсе. К 500-летию со дня рождения Миколы Гусовского предполагалось не только издать его "Песню пра зубра" и открыть художественную выставку, но и выпустить значок, посвященный этому юбилею, с изображением самого поэта. Да вот беда - ни одного портрета Миколы Гусовского история для нас не сохранила, и в самой поэме ни строчки о том, как выглядел ее автор внешне.

Художники предложили около 20 вариантов портретных изображений Гусовского. Но все это было не то - не верилось, что Гусовский был именно таким, каким его предлагают изобразить на значке. Не помню теперь, был ли тогда вообще изготовлен тот памятный значок, но и на открывшейся выставке, где были показаны и живописные, и скульптурные изображения Миколы Гусовского, только один маленький рисунок графика Евгения Кулика показался наиболее близким к воображаемому образу поэта. И что интересно: нарисованный поэт был, несомненно, похож на художника. Это всем бросалось в глаза, но... не вызывало отторжения! Прошло время, и образ, найденный Евгением, стал вообще хрестоматийным, и теперь другие художники, хотят они того или нет, изображают Гусовского с чертами лица Кулика...

Когда в 80-х открывался памятник Богдановичу у оперного театра, первая мысль, как только со скульптуры сдернули покрывало, была непроизвольной: "Где-то я уже этого человека видел". Потом осенило - бронзовый Максим похож на автора скульптуры Сергея Михайловича Вакара...

Точно так же, рассматривая книгу о народном художнике Алексее Константиновиче Глебове, обнаружил, что скульптор, несомненно, придал свои черты изваянному им Франциску Скорине. У нескольких известных художников поинтересовался, верны ли мои ощущения?

Анатолий Артимович, один из учеников Глебова

: - Что касается сходства скульптурного образа с самим автором скульптуры, то это только непрофессионалам кажется неожиданностью. Классическим примером творческого "слияния" может послужить образ Ленина, которого ваяли художники не только разных стран, но и разных континентов. Так вот, у монголов Ленин получался похожим на монгола, у немцев - на немца, у грузинов - на грузина. Естественно, больше всего изображения Ленина похожи на оригинал у русских авторов. Художник всегда - хочет он того или нет - привносит в свои работы свои же собственные черты. И не только внешние.

Между Глебовым и Скориной также не только внешнее сходство. Знаете, педагоги, как правило, редко бывают откровенны со своими учениками, и понять их душу очень нелегко. А если и бывают какие-то моменты, мгновения их откровенности, то это часто становится этапом в жизни ученика, хорошим уроком.

Середина 60-х. Весна. В СССР хрущевская "оттепель" - своеобразная перестройка, ожидание чего-то нового в жизни, новаторского в искусстве. Скульпторы Неизвестный и Сидур будоражат мир искусства новыми формами, в Москве проходит известная теперь "бульдозерная" выставка. А у нас в театрально-художественном институте идут самые обычные занятия. И я леплю самую обычную учебную постановку: две фигуры - мужская и женская, что-то собой символизирующие. В мастерскую входит Глебов. Молча, тяжело садится на стул. Отдышавшись, он как-то очень грустно произносит: "Толя, Толя... Так хочется сделать что-то новое. А не могу..." Алексей Константинович был очень проникновенный человек, какой-то романтический реалист. На общем фоне в те времена уже одно это было свежо, ново, революционно. И вдруг это его неожиданное "не могу", в то время когда он работал над такими крупными заказами, как памятник Калинину в Минске, Янке Купале, Скорине в Полоцке... Вы понимаете, почему я вспомнил именно это мгновение? Скорина ведь тоже жил во времена своеобразной перестройки - в эпоху Возрождения. И тоже не все смог, что задумывал. Между первопроходцами всегда не только внешнее сходство, у них и судьбы в чем-то схожие. Хрестоматийные судьбы...

P.S. Так вышло, что этот материал пролежал в столе больше месяца. За это время, уже непроизвольно обращая внимание на схожесть авторов с изображаемыми ими персонажами, обнаружил, насколько похож Федор Михайлович Достоевский на портрете Михаила Савицкого на автора картины, а Фидель Кастро в исполнении Анатолия Аникейчика - на самого скульптора. Чтобы вдохнуть жизнь в своих героев, художники вкладывают в них свою душу. Согласно образу и подобию своему?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter