Мировая цена на нефть, считают эксперты, сегодня неразрывно связана с политикой

На кого «катят» нефтяной баррель

Не столь давно популярное польское издание Polityka в размышлениях, как побольнее «приложить» российскую экономику, выдало совет: «…Если бы американский президент на самом деле захотел нанести России большой ущерб, было бы достаточно выбросить на рынок американские запасы нефти, резко сбив тем самым цену. Или в более долгосрочной перспективе – открыть для Европы американский рынок сланцевых нефти и газа». 


Конечно, было бы наивно предполагать, что именно статья в польском журнале повлияла на мировые цены черного золота. Но факт остается фактом – цена ноябрьского фьючерса на нефть марки Brent снизилась до 88 долларов за баррель с недавних 112. Так низко цена на этот сорт нефти, к которому привязана стоимость российской Urals, не опускалась с июня 2012 года. 


Баррель в переводе с английского – «бочка». Идиома «катить бочку» в значении «нападать, угрожать» возникла на Руси с давних пор. Hа пристанях грузчики скатывали бочки на берег, перегружали на телеги. Иные бочки могли весить до полутонны, и можно представить, что сталось бы с человеком, неловко оказавшимся на пути подобного груза.  


В общем, хотелось бы понять: это умышленно на Россию «катят бочку» или она случайно оказалась на ее пути? Что это – сговор с целью нанесения ущерба России? Или, как говорится, ничего личного – просто развитие технологий добычи сланцевой нефти позволило сделать этот процесс рентабельным? Или еще какие-то факторы совпали по времени с тяжелыми временами российской экономики вследствие объявленных санкций и принятых Россией контрмер? 


В минувшее воскресенье вице-президент и пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев (более известный как телеведущий) заявил, что текущее падение цен на нефть носит временный характер, а одной из причин снижения стоимости стали большие скидки, предлагаемые Саудовской Аравией. По словам Леонтьева, скидки носят характер «политического манипулирования», которое «может плохо кончиться» для ближневосточной страны. Кроме того, по его мнению, сбивает цены «ворованная нефть группировки «Исламское государство Ирака и Леванта», которая поступает на мировой рынок через Турцию и Израиль по демпинговой стоимости. М. Леонтьев также считает, что долгосрочное влияние на цены может оказать появление большого количества американской сланцевой нефти на собственном рынке.


Следует напомнить, что бывший министр финансов России Алексей Кудрин несколькими днями раньше заявлял, что нынешнее падение цен на нефть является результатом сговора нескольких основных игроков рынка, включая США и страны Ближнего Востока. Однако, по его словам, однозначно утверждать, что нефтяным рынком кто-то манипулирует, нельзя.


В то же время спрос на энергоресурсы растет крайне медленно вследствие охлаждения экономики по всему миру, и особенно в Китае. МВФ опасается риска рецессии, с которой могут столкнуться страны ЕС. Процесс этот начался еще до введения санкций и ответных эмбарго. Кстати, энергетические компании в США несут значительные потери от падения цен на нефть, хотя в целом экономика США, особенно в таких отраслях, как обрабатывающая промышленность и воздушный транспорт, выиграет от снижения цен на нефть.


Цена барреля вряд ли упадет до 60 долларов, возможно ее краткосрочное снижение до 85–80 и стабилизация на уровне 90 долларов за баррель, считает глава департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина России Максим Орешкин: «В 60 долларов я не очень верю, 90 долларов – это то, что выглядит более объективно, и об этом же уровне мы говорили, когда нефть была 100 долларов, мы говорили, что 90 долларов – это тот уровень, где она может стабилизироваться. Понятно, что мы можем краткосрочно упасть до 85–80 долларов, но в среднесрочном мы будем стремиться к 90 долларам». 


Минфин России опубликовал проект бюджета на 2015–2017 годы, который учитывает дешевеющую нефть и возможные последствия западных санкций. Ориентиром для балансировки нового среднесрочного бюджета, по мнению Минфина, может стать прогнозная цена нефти на уровне 90 долларов за баррель. Ранее документ составлялся под 105 долларов.


Пока, несмотря на санкции и снижающиеся нефтяные цены, Россия закончит год с профицитом порядка 5 млрд долларов, однако на ближайшие три года уже предусмотрен дефицит бюджета.


Эксперты в Саудовской Аравии в конце сентября сделали прогноз, что если цены опустятся ниже 90 долларов за баррель, то производство будет сокращаться, а цены вернутся к цифре 100. Если верить мудрым шейхам, чье богатство также напрямую зависит от стоимости «бочки» нефти, то ждать роста следует в самое ближайшее время.


В ноябре пройдет очередное заседание ОПЕК, однако будут ли там приняты меры по снижению квот на добычу нефти, пока неясно.

Игорь КРЫЛОВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter