На клиентов нагнали страху

Страховые компании наживаются на потребительских кредитах

Страховые компании наживаются на потребительских кредитах

Мы привыкли к потребительским кредитам. Процедура их оформления проста, а представители банков, которые их выдают, обычно на виду в крупных магазинах, где мы покупаем холодильники и телевизоры, стиральные машины и мебель. За кредитными процентами мы следим столь же внимательно, как за ценниками. И когда нам объявляют, что ставки по потребительским кредитам снижены, скажем, с 80 — 90 до 47 процентов годовых, радуемся. Сэкономим! А вот это, как говорится, не факт. Собака может быть зарыта в... договоре страхования.


Рядовые покупатели могли и не заметить бурного развития этой сферы финансовых услуг. В частности, столь специфической, как добровольное страхование кредитополучателей от несчастных случаев. Между тем этот вид деятельности в 2011 году обеспечил по стране 46,1 млрд. руб. страховых взносов, в 2012 году — уже 70 млрд., в 2013 году — более 150! Трехкратный рост всего за два года. Причины феномена изучил в ходе плановых проверок и мониторинга Комитет государственного контроля. Мониторинг, уместно напомнить, это когда сотрудник госконтроля выступает в качестве обычного клиента, потребителя, покупателя. Если в магазине или учреждении что–то не так, то протоколов не составляет и штрафов не назначает, но выводы делает.


Выводы таковы. Отдельные страховые компании и банки получают сверхдоходы, навязывая гражданам услуги по высоким тарифам. Как это происходит? Обращаясь за кредитом, мы узнаем, что для его получения необходимо заключить договор страхования. На первый взгляд нормальное желание банка обезопасить себя от рисков неплатежеспособности. Но, как оказалось, под благой целью скрываются корыстные мотивы банка и страховой организации.


Во–первых, обратиться нам предлагают только к тем страховщикам, с которыми банк имеет договоры о взаимовыгодном сотрудничестве. Во–вторых, нам предлагают страховые продукты, тарифы по которым в 5 — 10 раз выше обычных, то есть по тем же рискам в других организациях. Но полис иной, не рекомендуемой банком страховой компании, не признается. Имеются и другие инструменты — в виде, например, произвольных корректировочных коэффициентов или весьма субъективной оценки наших с вами профессионализма, репутации, востребованности профессии.


Иными словами, банки при выдаче кредитов вынуждают нас в нагрузку приобретать еще одну, страховую, услугу, причем задорого. Если же клиент, разобравшись, потребует расторжения договора, взнос могут не возвратить или вернуть только часть его после полного погашения кредита. К примеру, банк предлагает договор добровольного страхования от несчастных случаев кредитополучателей — «на случай получения травм, повлекших инвалидность или смерть», — заключенный с ЗАСО «ГАРАНТИЯ» с годовым тарифом в размере 2,52 процента от страховой суммы. При этом в государственной страховой организации подобный тариф составляет 0,3 процента — в восемь раз меньше.


«Реального страхования здесь мало!» — категорично констатирует Александр Стукан, начальник отдела контроля за страховой, риэлтерской деятельностью и сферой игорного бизнеса КГК. — Выплаты не превышают процента от взноса». Он обращает внимание, что сам факт страхования на случай инвалидности либо смерти уже является некоторой уловкой. Банк и страховая компания изначально выбирают вариант с наименьшей вероятностью наступления страхового случая. В сущности, они в сговоре взимают с граждан легкие деньги, которые делят между собой: страховщики щедро перечисляют банкам вознаграждение в размере от 40 до 50 процентов от суммы взносов.


Те и другие явно довольны. По данным Комитета госконтроля, из 25 работающих в стране страховых компаний уже более половины обратили внимание на сферу потребительского кредитования, причем несколько из них — ЗАСО «Гарантия», ИСЗАО «ППФ Страхование», ППФ «Пенсионные гарантии» — на этом специализируются, получая в данной нише более 85 процентов страховых взносов. У клиента выбора фактически нет, хотя услуга считается добровольной. Можно, конечно, отказаться, но тогда и кредит предложат на других условиях. В этой связи удивительно слышать от страховщиков упреки в низкой страховой культуре населения. Не начать ли им с себя?


С целью защиты граждан от произвола страховщиков и банков Комитет госконтроля потребовал принятия соответствующих мер от тех, кто эти сферы регулирует: Минфина и Нацбанка.


Советская Белоруссия №63 (24446). Пятница, 4 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости