На холмах Грузии лежит ночная мгла...

Тбилиси и Москва: от любви до ненависти один недружественный шаг
Тбилиси и Москва: от любви до ненависти один недружественный шаг

Вчера грузинские власти передали России четверых ранее арестованных российских офицеров. В какой–то момент показалось, что спор между соседями вот–вот выйдет за границы дипломатии. Если абстрагироваться от более мелких деталей сложных взаимоотношений двух стран на последней неделе, то перед нами предстает следующая схема противостояния. Обвинив российских военных в терроризме, Грузия тем самым предъявила аналогичное обвинение Москве. В ответ Россия эвакуировала свое посольство из Тбилиси и пригрозила адекватными мерами. Все это — стандартное предисловие к войнам из учебника истории. К счастью, худшего удалось избежать. Стороны сохранили статус–кво, Россия, в частности, продолжает вывод своих баз с территории Грузии. Однако неприятный осадок остался. Логика разворачивавшегося на наших глазах конфликта допускала военные действия — это–то больше всего и пугает.

Со времени подписания в конце XVIII века Георгиевского трактата между Россией и грузинским царством Картли–Кахети этот небольшой кавказский народ, по крайней мере его элита, оказался в привилегированном положении в огромной империи. Мало кто даже в самой Грузии спорит с тем, что она, как писал Лермонтов, «цвела под сенью дружеских штыков». Такое положение дел сохранялось и в Советском Союзе, где среди политических и культурных деятелей очень часто встречались характерные фамилии. Как же так получилось, что страна, которой пели дифирамбы великие русские поэты от Пушкина до Евтушенко, на сегодняшний день превратилась для России во врага номер один?

Ухудшение российско–грузинских отношений связано с приходом к власти в Грузии Михаила Саакашвили. Не то чтобы предыдущие грузинские правители проявляли особое расположение к России, но хронологически худшие времена настали именно после «революции роз».

Вернув под власть Тбилиси мятежную Аджарию, новый грузинский президент рассчитывал на титул объединителя земель, но натолкнулся на жесткое сопротивление со стороны Абхазии и Южной Осетии, где еще слишком жива память о кровавых конфликтах начала 90–х. Другого нацпроекта, который можно было бы реализовать за короткое время, у Саакашвили нет, а до выборов времени остается все меньше.

Отношения между Россией и Грузией нельзя рассматривать в изоляции от других государств и организаций, пытающихся влиять на ситуацию в этом стратегически важном регионе Евразии. В первую очередь от США и НАТО.

«Единственное, что интересует меня на Кавказе, это железная дорога, по которой нефть из Баку доставляют в Батуми. Местные жители могут резать друг друга на куски, меня это не волнует», — это высказывание приписывают министру иностранных дел Великобритании в 1918 году лорду Бальфуру. Жестоко, но суть западной политики, которую теперь вместо Лондона здесь, разумеется, в более цивилизованном виде, проводит Вашингтон, схвачена метко.

США стремятся как можно теснее привязать к себе Грузию, которой, в свою очередь, только это и нужно, поскольку там прекрасно понимают, что битва за Абхазию и Южную Осетию в первую очередь будет битвой с Россией, паспорта которой имеют большинство граждан этих непризнанных республик.

С недавнего времени в Тбилиси появился топоним, очень близкий Джорджу Бушу, — его именем названа одна из улиц города. Английское название Грузии совпадает с названием американского штата Джорджия. Новым штатом Грузия, конечно, не станет, но вот клиентским государством США ее некоторые политологи уже называют. Давненько так рьяно, как на прошлой неделе Вашингтон в Совете Безопасности защищал Грузию от резолюции, предложенной Россией, американская дипломатия в ООН никого не опекала...

Курс Тбилиси на обострение с Россией связывают также с линией на вступление в НАТО. Неделю назад Грузия получила от генсека НАТО предложение перейти к этапу «интенсивного диалога» в развитии отношений с альянсом, за которым следует непосредственно вступление. А уже после инцидента с арестом российских военных группа американских сенаторов спешно внесла законопроект о поддержке вступления Грузии в НАТО. Грузинам вместе с албанцами, хорватами и македонцами предлагается выделить на «содействие в области безопасности» из американского бюджета почти 20 миллионов долларов, причем Тбилиси получит половину суммы.

«Россию стараются побольнее ущипнуть, спровоцировать. Это должно быть для всех очевидно. И по всей видимости, те, кто это делает, полагают, что антироссийская направленность внешней политики отвечает интересам грузинского народа, — так оценил случившееся Владимир Путин. — Эти люди думают, что, находясь под крышей своих иностранных спонсоров, они могут чувствовать себя комфортно и в безопасности». Выступая на заседании Совета Безопасности, Президент России заявил, что видит в этой позиции Грузии «признак правопреемства политики Лаврентия Павловича Берии как внутри страны, так и на международной арене».

Для России на некогда родных и близких просторах бывшего СССР складывается сложная ситуация. Союзников можно пересчитать по пальцам, а значительная часть бывших союзных республик не без помощи извне перекочевала в разряд врагов Москвы.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter