Хлеб – местный, инициатива – частная. Выгоден ли хлебный бизнес в малых городах?

На хлебном месте

За этот год в Витебской области закрыли два хлебозавода районных потребительских обществ. На их место пришли частники. Появляются провинциальные булочники и в районах, где профильные предприятия еще в строю, а также работают известные крупные торговые сети. Выгоден ли этот бизнес в малых городах?

Евгений Насыр.

Вернуть вкус детства

Не так давно остановил работу хлебозавод в Городке. Но прилавки не пустуют. Ходовой товар везут из Витебска и Орши, Полоцка и Вилейки… А с недавних пор хлеб снова стали печь в райцентре. За дело взялись местный житель Евгений Насыр вместе со старшим братом Алексеем и компаньоном Александром Николаевым. Свое предприятие они назвали «Хамлет» не случайно. С английского переводится как «небольшая деревушка, поселение».

— Город у нас и правда небольшой, но очень уютный, а хлебные традиции самые давние, — говорит Евгений Насыр. — Когда-то за городокскими кирпичиками выстраивалась очередь, причем стояли в ней и витебчане. Специально ехали из областного центра, чтобы купить сразу несколько буханок.

Однако местный хлебозавод не смог подстроиться под новые реалии. Производство давно требовало модернизации. Так что финал был закономерен.



— Вкус того самого городокского хлеба помнят многие. Когда создавали свое производство, прежде всего думали о том, как его вернуть, — включается в беседу Александр Николаев. — Работаем пару месяцев, ассортимент и объемы пока невелики — около 500 изделий в сутки. В планах расширяться, добавив к хлебопекарному комплексу еще один.

Начиная бизнес, компаньоны обошлись без кредитов — собственных сбережений хватило. Помогли и поставщики, которые предложили выгодные условия оплаты. В команду позвали четырех хлебопеков, оставшихся не у дел после закрытия завода. Пока городокчане реализуют хлеб без посредников. Арендовали помещение на рынке — хватило под производство и зону торговли.

Вниманием покупателя не обделены. Продавец-кассир Анжела Николаева делится радостями профессии:

— Детвора постоянно просит родителей отломать еще теплую горбушку и уминает ее прямо у прилавка. Лучшего комплимента и не нужно!


И хочется, и колется

Есть желающие вернуть в строй старый хлебозавод. Местный предприниматель Физлидин Батманов договаривается с райпо насчет аренды. Но для опытного бизнесмена подводных камней пока больше, чем потенциальной выгоды. Немаленькая площадь, налог на землю и на недвижимость — при всех понижающих коэффициентах за аренду просят около 2 тысяч долларов в месяц. Сумма неподъемная, учитывая то, что платить нужно сразу, а надо еще оборудование и помещение довести до ума. И здесь нюанс: вложись в ремонт, а где гарантия, что договор с тобой продлят? Вариант не арендовать, а выкупить частник не рассматривает. Разве что за одну базовую. Это было бы возможно, если бы хлебозавод относился к коммунальной собственности. Ситуация непростая. Решать ее нужно даже не на областном уровне.

Физлидин Батманов когда-то сам был директором хлебозавода. Поэтому и считает, что опыт тоже может стать составляющей качества, а значит, и спроса на товар.



Навстречу покупателю

Александр Корнаухов из Верхнедвинска тоже занялся хлебным бизнесом и видит в этом перспективу. Сейчас реализует продукцию через торговые точки, но уже задумывается об открытии магазина при своей пекарне, чтобы предлагать хлеб, батоны и булочки, а еще кондитерские изделия прямо на месте. Такой подход клиентов подкупает.

Для Александра и его супруги Светланы хлебный бизнес стал делом семейным. Составили бизнес-план и, получив субсидию 3 тысячи рублей, поехали в Минск за оборудованием. Познакомились с опытным технологом. Его знания пришлись кстати. Вся выпечка — по советским ГОСТам, а главная фишка — никаких разрыхлителей и усилителей вкуса. Пекарь каждое утро садится за руль, чтобы лично развести 250 хлебобулочных изделий по всему району.


Ремесленник Владимир Свириденко из Браслава тоже думает о развитии. Как раз присматривает оборудование и помещение. Выпечкой он загорелся три года назад, когда попал на больничный со сломанной ногой. Чтобы как-то себя занять, стал в домашних условиях печь караваи, экспериментировать с рецептурой. Увлекся, но не сразу решился превратить хобби в бизнес. Принять решение помог прошлогодний президентский Указ № 337, значительно упростивший оформление своего дела. В арсенале пекаря три вида изделий: белый (пшеничный) хлеб, батон с изюмом и сладкие булочки с корицей и вареной сгущенкой. На подходе выпечка чисто ржаного хлеба, о котором просили мамы детей-аллергиков.

Оптимизация неизбежна

И все же хлебными монополистами в районах остаются предприятия потребительской кооперации. Заместитель начальника управления промышленности, качества и стандартизации Белкоопсоюза Татьяна Косякова приводит факты:

— Каждая четвертая булка в стране — из наших печей. Конкуренция серьезная. Составляют ее не только мелкие частники. Держать при крупных магазинах собственные пекарни стало модно. Это вносит коррективы в деятельность других организаций. Некоторые наши хлебозаводы в регионах прекратили работу. Почему? Ответ на поверхности — это экономически обосновано. Отдельные райпо вошли в состав более крупных потребительских обществ. А у них есть собственные хлебозаводы, с мощностями, которые вполне позволяют насытить торговую сеть, обеспечив и себя, и других.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Венгер, директор филиала Оршанский хлебозавод ОАО «Витебскхлебпром»:


— С точки зрения самозанятости пекари-частники — это плюс. При этом тягаться с крупными производителями им не по силам: объемы несопоставимы. Да и у крупных игроков больше возможностей для модернизации. Хлебозаводы всегда будут стоять на страже продовольственной безопасности государства, что бы ни случилось. Будет ли частник придерживаться тех же позиций?


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter