От Крещения и до Масленицы – зимний мясоед

На хлеб‑соль за столом, на семейное счастье

Последний месяц зимы славяне называли по‑разному — «снежний», «межень», «бокогрей», «люты».
От Крещения и до Масленицы начинался зимний мясоед. В это время играли свадьбы, зазывали сватов. Открывался новый период в семейной обрядности, который у нас называли «малай свадзебнiцай», «вясельнiцай».

В давние времена, когда в семье было несколько не очень «удалых» дочек на выданье, роль свата выполнял сам отец. Возил дочку по соседним селам, выкрикивая: «Паспялуха! Паспялуха! Каму надабна?» Примечательно, что такие «объявления» не считались оскорбительными для девицы.

Особая роль отводилась и свахе. Среди качеств, которыми она должна была обладать, — душевность, тактичность и напористость одновременно. Сваху любили легкую в общении. Не обижались, когда она могла без предупреждения нагрянуть в дом к предполагаемой невесте, чтобы, как говорят, «на свае ўласныя вочы» увидеть, что там да как. На приграничных с Россией территориях ей в этом помогал «лежень». Так называли человека, который в доме будущей невесты просто лежал на печи и смотрел, как девица управляется по хозяйству, как ведет себя со старшими и младшими в семье, а потом обо всем докладывал свахе.

Примечательно, что в белорусских деревнях мнение друг о друге самих молодых тоже учитывалось при окончательном решении сватов и родителей. Этому помогала веселая «калядная игра» — «Жанiцьба Цярэшкi», своего рода «вечарынка», которая могла затянуться на всю ночь. Тут и выявлялись симпатии парней и девушек. Игра как бы проецировала будущие пары и помогала свахе в работе.

Сватовство представляло собой настоящее представление со сложным сценарием, отступать от которого было нельзя. В сваты ехал «шчаслiвы сямейнiк», отец жениха, его старший брат, дядя или кто‑то из родственников. Перед отъездом их благословляли на успех. Мать жениха связывала воедино кочергу, метлу, ухват. И они находились в этом состоянии до возвращения сватов.

Все было продумано до мелочей: монологи, диалоги, действия, атрибутика. Как правило, свататься ехали во вторник, четверг, субботу или же накануне знакового «прысвятка». Время суток тоже выбирали особенное — ночь. Ехали окольными путями, с объездами, петляя, как бы запутывая следы. Сразу в дом не входили, а стучали в окно и просили пустить переночевать, выдавая себя за странников, охотников или купцов. Разговор шел намеками, приговорами, прибаутками и определенными формулами, за которыми и был скрыт главный смысл. В большинстве формул использовались условные следы и отзвуки охотничьего дела, древнего обычая купли‑продажи невесты.

Если девушка и парень были знакомы и нравились друг другу, мать при выходе сватов из дома бросала им под ноги невод, чтобы они запутались в нем. Такое действие, по поверьям, могло приблизить свадьбу. Подружки невесты тайком вытаскивали солому или сено из телеги либо возка и выкладывали их на дорогу к своему дому, чтобы и к ним тоже поскорее приехали сваты. В случае отказа невеста брала веник и начинала мести к порогу, намекая, чтобы сваты уезжали. При отказе свату на голову надевали венок из гороховых плетей или сена. Подружки невесты при этом втыкали в возок или телегу веник из веток деревьев.

ПРИМЕТЫ

• Если в феврале сильные морозы, зима продержится недолго.

• Длинные сосульки обещают долгую весну.

• Красная луна в ночи — к ветру, потеплению и мокрому снегу.

• Прилипающий к стволам деревьев снег — к оттепели.

• По снегу в феврале определяли высоту травы летом.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter