На изломе времени

Чем шире круг знакомств, тем большее удивление порой вызывает разнообразие человеческих судеб: что откроет общение с новым знакомым, какой  багаж событий и поступков скрыт за прожитыми годами?

Чем шире круг знакомств, тем большее удивление порой вызывает разнообразие человеческих судеб: что откроет общение с новым знакомым, какой  багаж событий и поступков скрыт за прожитыми годами? Повороты биографии Федора Семеновича Подлипского (на снимке) и его, в общем-то, счастливая судьба еще раз напомнили мудрую истину, выведенную еще философами древности: характер — это судьба. 

Кремль 

В небольшой деревне Новины Новогрудского района, где жила семья Подлипских, вряд ли кто-то предполагал, в каких жизненных перипетиях доведется побывать соседскому парню. Как и все сверстники, Федор учился в местной восьмилетке. Затем юный Подлипский отправился в Минск и поступил в индустриально-педагогический техникум. 

Уже после первого курса статного, спортивного парня призвали в армию и отобрали для службы в престижном Кремлевском полку. 

В учебном центре в Подмосковье полтора месяца ребят учили чеканить шаг, чтобы после «без сучка и задоринки» отмерить те самые двести десять шагов на первом посту страны, о которых писал в знаменитой поэме Роберт Рождественский. Кроме тренировок, была и подготовка памяти: военнослужащим Кремля полагалось знать в лицо не только всех членов Политбюро ЦК КПСС, но и личных охранников каждого. Их лица так впечатались в память, что Федор Семенович помнит черты советских лидеров и сегодня. 

— Мы жили на территории Кремля, — вспоминает он. — А места несения службы чередовались. Самыми ответственными считались два поста: тот самый первый, у входа в мавзолей на Красной площади, и четырнадцатый, внутри мавзолея, у саркофага. И этот, пожалуй, был самым трудным. По инструкции мы каждый миг должны были быть настороже, готовыми прикрыть вождя собственным телом в случае непредвиденной опасности. Поэтому четверо солдат стояли на посту всего полчаса — столько можно было контролировать ситуацию с неослабевающим вниманием. Через тридцать минут караул на время сменялся, чтобы вскоре вновь возвратиться к саркофагу. 

— Большое впечатление оставила служба по охране Кремлевского Дворца съездов, где проходили сессии Верховного Совета, — вспоминает Федор Семенович. — И особенно — охрана  резиденций, где во время визитов в СССР размещались руководители зарубежных государств. Так довелось увидеть Фиделя Кастро, Индиру Ганди. В 1972 году приезжал Никсон, однако американского лидера воочию лицезреть не довелось. 

Два года службы прошли почти целиком в кремлевских стенах. На память о них осталась фотография у знамени части. Такой чести удостаивались лишь отличники боевой и политической подготовки, и бывший солдат Кремлевского полка бережно хранит ее в семейном альбоме. 

Афган 

После службы Федор Подлипский поступил на юридический факультет Белорусского государственного университета, по завершении учебы был направлен в управление Комитета государственной безопасности по Гродненской области. 

А вскоре судьба сделала еще один неожиданный поворот: молодой сотрудник получил предложение поступить на курсы… персидского языка в Ташкенте. 

Это было время военных действий в Афганистане, и направление на такие курсы автоматически означало последующую службу в этой стране. 

За десять месяцев курсанты прошли институтский курс иностранных языков. По прошествии этого срока  хорошо освоили язык дари и вполне сносно  фарси. Кроме того, познакомились с историей, культурой, бытом афганцев, были в курсе происходящих там событий. 

После десятидневной спецподготовки в Москве, во время которой опытом делились бывалые «афганцы», Федор Подлипский в числе других коллег спецавиарейсом отправился в Кабул. Оттуда же — в провинцию Фарьяб, город Меймен, где был назначен советником по борьбе с бандитизмом. 

— Основной моей задачей была помощь ХАДу — нашим афганским коллегам — в борьбе с местными бандами, — рассказывает Федор Семенович. — Вместе со вверенным мне батальоном участвовал в боевых операциях (их было более тридцати), сопровождал доставку в кишлаки грузов первой необходимости: соль, крупа, мука, средства гигиены, нефтепродукты. В первую очередь старались убедить бандитов сложить оружие и перейти на сторону народной власти. Часто это удавалось. Но были и непримиримые банд­формирования, которые приходилось уничтожать. В некоторых семьях случалось так, что братья оказывались по разные стороны «фронта». Одни служили в милиции, другие уходили в горы. Они часто делились между собой не только продуктами, но и боеприпасами. Мы использовали такие моменты. Учитывая, что ящики с патронами попадут в горы к душманам, устанавливали в них взрывные устройства. Таким образом обезвреживали непримиримых бандитов.  

За участие в ликвидации главаря одной из банд душманов молодой чекист получил орден Красной Звезды. Затем была и афганская награда — орден «За храбрость». 

— Два года службы опасность подстерегала ежедневно, — погружается в пережитое Федор Семенович. — Лагерь советников постоянно был под бандитским прицелом. Чтобы оградить его от возможного нападения, придумали хитроумный ход. Установили по периметру сигнальные мины, а в самом центре, в пустом бассейне, — взрывное устройство. После пригласили селян для сбора урожая и предупредили — к ограждению не подходить. А через некоторое время взорвали одну из сигнальных мин одновременно с устройством в бассейне. Так создалась легенда о том, что советники заминировали себя и в случае штурма лагеря взорвутся вместе с нападающими. 

Навсегда запомнилась патриоту отечества фраза, когда в самолете, на котором воины- «афганцы» возвращались домой после окончания службы, объявили: «Находимся над территорией СССР». 

* * * 

В Беларуси Федор Подлипский продолжил работу в Комитете государственной безопасности. Шестнадцать лет он возглавлял один из самых трудных участков — борьбу с организованной преступностью, коррупцией, наркобизнесом. Под его руководством проведены десятки операций по защите государственных интересов. 

Сейчас он трудится в институте «Гродногражданпроект». 

За добросовестный труд Федор Семенович Подлипский отмечен званием «Почетный сотрудник КГБ», орденом «За службу Родине» III степени. Награду он получил из рук Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко.  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter