Как найти управу на интернет-торговцев

На интернет надейся, но сам не плошай

Как найти управу на интернет-торговцев

Сегодня у многих вошло в привычку делать всевозможные покупки через интернет. Зашел на полюбившийся сайт, выбрал нужную категорию товаров, определился с моделью — и заказывай доставку на дом. На первый взгляд нет ничего лучше — не надо тратить время, колеся по магазинам, зато есть возможность в комфортных условиях за час–полтора, не выходя из дому или офиса, определиться с выбором и получить желаемое. Однако, замечает адвокат специализированной юридической консультации № 2 Минской областной коллегии адвокатов Юлия ПАНКОВА, в последнее время все чаще в довесок к товару потребитель получает еще и множество сопутствующих проблем.

 


Скажем, гражданин П. подыскивал мобильный телефон по главному критерию — с фронтальной камерой. Вроде бы нашел, что искал, судя по описанию на сайте, с необходимой опцией. Заказал. Однако после доставки выяснилось, что никакой фронтальной камеры в телефоне нет. П. позвонил продавцу и предложил забрать телефон и вернуть деньги, однако тот уперся: мол, за технические характеристики товара не отвечаю, описание составлял изготовитель. В общем, сделка совершена, и точка. За защитой своих прав П. обратился за помощью к адвокату и в суд. И правильно сделал, ведь в такой ситуации законодательство всецело на стороне потребителя.


Согласно п. 9 Правил осуществления розничной торговли по образцам, утвержденным постановлением Совмина от 15 января 2009 г. № 31, именно продавец (в том числе в интернете) обязан своевременно в доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе. В частности, об основных потребительских свойствах товара, его гарантийном сроке, количестве или комплектности, сроке доставки и условиях ее оплаты, цене. Если же товар не соответствует описанию, представленному в интернете, а продавец отказывается добровольно принять товар и возвратить уплаченную за него сумму, то сделку купли–продажи можно признавать недействительной в судебном порядке. Что, к слову, гражданину П. удалось сделать.


Однако вся эта история обернулась для потребителя еще и серьезными переживаниями. Ведь, во–первых, пришлось столкнуться с хамским поведением продавца, а во–вторых, телефон П. выбирал для своих родителей, которые живут далеко и к которым он намеревался выехать спустя два дня после покупки. Поэтому ему пришлось в условиях цейтнота искать новый аппарат. Естественно, приятного в этом было мало. Так что адвокат П., обосновав в судебном процессе наличие причиненного ему морального вреда, добилась еще и достойной компенсации. Здесь права потребителя защищает ст. 152 Гражданского кодекса, а ст. 950 говорит, что такая компенсация осуществляется в денежной форме.


Часто ситуация развивается в ином русле: товар, заказанный по интернету, описанию соответствует, но имеет технические недостатки. Какой же тогда алгоритм правильных действий? Что если продавец заявит, что он якобы за это тоже не отвечает? Согласно п. 10 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 года, если дефекты обнаружены потребителем в гарантийный срок, продавец (изготовитель, поставщик, представитель) несет за них ответственность, если не докажет, что они возникли уже после передачи товара вследствие нарушения правил использования, хранения, транспортировки, действий третьих лиц либо непреодолимой силы.


Здесь очень важно обращать внимание на гарантийный срок: сколько он составляет и с какого момента начинает исчисляться? Эту информацию продавец обязан указывать среди прочих сведений, предоставляемых в образце. Универсального срока нет, все зависит от типа товара. При продаже по образцам в случае, если момент заключения договора и момент передачи товара покупателю не совпадают, гарантийный срок отсчитывается со дня доставки, а когда товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке — со дня его установки (подключения) или сборки. Если покупатель лишен возможности использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца (скажем, когда тот нужно специально подключать), либо в нем имеются дефекты, тогда гарантийный срок начинает исчисляться с момента устранения подобных причин. Если день доставки, установки (подключения) или сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, из–за которых товар по назначению использовать невозможно, определить нельзя, то срок отсчитывается со дня заключения договора.


Помните, Закон «О защите прав потребителей» дает любому потребителю 4 права: на замену недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; на соразмерное уменьшение покупной цены товара; на незамедлительное безвозмездное устранение его недостатков и на возмещение расходов по этому случаю. С такими требованиями обращайтесь непосредственно к продавцу. И не давайте радостным эмоциям от покупки себя захлестнуть. Товар, доставленный курьером, лучше сразу же проверить в действии, удостовериться в наличии всех необходимых документов, в том числе и гарантийных талонов, и лишь потом поздравлять себя с удачным приобретением.


Советская Белоруссия №81 (24464). Среда, 30 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter