На интернет надейся, но сам не плошай

Как найти управу на интернет-торговцев

Как найти управу на интернет-торговцев

Сегодня у многих вошло в привычку делать всевозможные покупки через интернет. Зашел на полюбившийся сайт, выбрал нужную категорию товаров, определился с моделью — и заказывай доставку на дом. На первый взгляд нет ничего лучше — не надо тратить время, колеся по магазинам, зато есть возможность в комфортных условиях за час–полтора, не выходя из дому или офиса, определиться с выбором и получить желаемое. Однако, замечает адвокат специализированной юридической консультации № 2 Минской областной коллегии адвокатов Юлия ПАНКОВА, в последнее время все чаще в довесок к товару потребитель получает еще и множество сопутствующих проблем.

 


Скажем, гражданин П. подыскивал мобильный телефон по главному критерию — с фронтальной камерой. Вроде бы нашел, что искал, судя по описанию на сайте, с необходимой опцией. Заказал. Однако после доставки выяснилось, что никакой фронтальной камеры в телефоне нет. П. позвонил продавцу и предложил забрать телефон и вернуть деньги, однако тот уперся: мол, за технические характеристики товара не отвечаю, описание составлял изготовитель. В общем, сделка совершена, и точка. За защитой своих прав П. обратился за помощью к адвокату и в суд. И правильно сделал, ведь в такой ситуации законодательство всецело на стороне потребителя.


Согласно п. 9 Правил осуществления розничной торговли по образцам, утвержденным постановлением Совмина от 15 января 2009 г. № 31, именно продавец (в том числе в интернете) обязан своевременно в доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе. В частности, об основных потребительских свойствах товара, его гарантийном сроке, количестве или комплектности, сроке доставки и условиях ее оплаты, цене. Если же товар не соответствует описанию, представленному в интернете, а продавец отказывается добровольно принять товар и возвратить уплаченную за него сумму, то сделку купли–продажи можно признавать недействительной в судебном порядке. Что, к слову, гражданину П. удалось сделать.


Однако вся эта история обернулась для потребителя еще и серьезными переживаниями. Ведь, во–первых, пришлось столкнуться с хамским поведением продавца, а во–вторых, телефон П. выбирал для своих родителей, которые живут далеко и к которым он намеревался выехать спустя два дня после покупки. Поэтому ему пришлось в условиях цейтнота искать новый аппарат. Естественно, приятного в этом было мало. Так что адвокат П., обосновав в судебном процессе наличие причиненного ему морального вреда, добилась еще и достойной компенсации. Здесь права потребителя защищает ст. 152 Гражданского кодекса, а ст. 950 говорит, что такая компенсация осуществляется в денежной форме.


Часто ситуация развивается в ином русле: товар, заказанный по интернету, описанию соответствует, но имеет технические недостатки. Какой же тогда алгоритм правильных действий? Что если продавец заявит, что он якобы за это тоже не отвечает? Согласно п. 10 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 года, если дефекты обнаружены потребителем в гарантийный срок, продавец (изготовитель, поставщик, представитель) несет за них ответственность, если не докажет, что они возникли уже после передачи товара вследствие нарушения правил использования, хранения, транспортировки, действий третьих лиц либо непреодолимой силы.


Здесь очень важно обращать внимание на гарантийный срок: сколько он составляет и с какого момента начинает исчисляться? Эту информацию продавец обязан указывать среди прочих сведений, предоставляемых в образце. Универсального срока нет, все зависит от типа товара. При продаже по образцам в случае, если момент заключения договора и момент передачи товара покупателю не совпадают, гарантийный срок отсчитывается со дня доставки, а когда товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке — со дня его установки (подключения) или сборки. Если покупатель лишен возможности использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца (скажем, когда тот нужно специально подключать), либо в нем имеются дефекты, тогда гарантийный срок начинает исчисляться с момента устранения подобных причин. Если день доставки, установки (подключения) или сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, из–за которых товар по назначению использовать невозможно, определить нельзя, то срок отсчитывается со дня заключения договора.


Помните, Закон «О защите прав потребителей» дает любому потребителю 4 права: на замену недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; на соразмерное уменьшение покупной цены товара; на незамедлительное безвозмездное устранение его недостатков и на возмещение расходов по этому случаю. С такими требованиями обращайтесь непосредственно к продавцу. И не давайте радостным эмоциям от покупки себя захлестнуть. Товар, доставленный курьером, лучше сразу же проверить в действии, удостовериться в наличии всех необходимых документов, в том числе и гарантийных талонов, и лишь потом поздравлять себя с удачным приобретением.


Советская Белоруссия №81 (24464). Среда, 30 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
пенсионер
Заказал по интернету видеоглазок и слуховой аппарат на вид блютофа ,самовывозом все интернет - магазины отказывают , меня это напрягает , тогда заказал встречу в Минске на ж/д вокзале с оплатой курьеру 20 000 такса , мне позвонили и предложили предоплату 200 000 !! Стало ясно - мошенники !<br />
В Беларуси вообще потребитель всегда жертва , может у меня карма такая , заказал стальную дверь в Минске , приехали на вид адекватные мастера среднего возраста ,поставили за час и уехали !<br />
Результат - дверь закрытая на замок болтается , при зачистке излишек полиуретана внутри оказались пустоты по всему периметру коробки , монтажниками была затрачена всего лишь одна туба полиуретана , а после них я применил ещё три !<br />
Блин, в советское время я имел все награды на стройке кроме героя труда , досрочно получил квартиру , брак в работе не допускал ни при каких обстоятельствах , а тут мастера проявили навыки практикантов , всех не перечислишь мои беды с чиновниками и продавцами , видимо всё таки карма , а всё-таки никак не могу понять , продукты и овощи в нашем районе на последнем издыхании срока годности - молоко , хлеб , мясо , рыба вообще вид ржавого железа , колбасы , мяса , по технологии ТУ - без вкуса и запаха, а не ГОСТА , грудинка - сверху косточки , снизу шкурка , а по средине не знаю что , вроде бы масло во рту - тает , но когда отрезаешь ломоть , то он почему то отваливается кусочками - чудеса !
Goldie
Мир онлайн-покупок я открыла для себя около двух лет назад. За это время совершила более 50-ти покупок и ни разу (!) не разочаровалась. Один или два раза из-за неважной работы некоторых служб я по ошибке отправляла продавцу жалобу на несоответствие товара описанию. Не успев убедиться в "невиновности" продавца, я тут же получала деньги обратно. На письма с извинениями и предложением оплатить покупку заново, я получала благодарность и предложение оставить товар у себя в качестве подарка с расчетом на дальнейшее сотрудничество. Отсюда вывод: в своих мытарствах покупатель на 70% виновен сам. Нужно доверять только проверенным крупным интернет-магазинам или хотя бы как можно больше узнать о сайте, на котором совершайте покупку. Банально, но факт. В погоне за дешевизной и удобством "покупки квартиры в один клик" можно заработать головную боль и потерять деньги.
Светлана
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, есть интеренет-магазин, и для удобства некоторых покупателей мы высылаем заказы почтой,что же делать а что же продавцу если горе-клиенты не забирают заказанные товары(наложенный платеж)? Или же покупатель всегда прав!Спасибо.
пенсионер
что делать ? Самовывоз ! Неужели у вас нет бутика в торговом павильоне , а если есть , то чего бояться , ведь боишься !!!? Если нет бутика , то мошенничество - контрафактными товарами низкого пошиба ! Ты боишься покупателя , а я не хочу покупать "кота в мешке" !<br /><br />Зашёл в бутик на Ждановичах где продавали простенький видеоглазок на батарейках в одном экземпляре , попросил продавца продемонстрировать его в работе , ответ его меня убил - я вскрою упаковку (одноразовая) , а потом никто не купит !?<br /><br />Во как , мне предлагали купить упаковку по стоимости товара , а как иначе понять , по закону продавец обязан показать товар "лицом" ! Так что все эти интернет-магазины без выбора самовывоза покупателем потенциальные мошенники !
Юлия Панкова
<div><br /></div>Светлане.<br /><br />Теоретически в данном случае продавец может считаться исполнившим свое обязательство передать товар покупателю, так как, согласно п. 2 ст. 428 ГК Республики Беларусь, в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное. Но необходимо обратить внимание на то, что данный пункт ставит факт исполнения обязанности передачи товара в зависимость от условий договора. При продаже товара через интернет письменный договор, конечно же, отсутствует. Таким образом, продавец не может использовать данную норму права для своей защиты, потому как не может доказать, что не был обязан передать товар покупателю в месте нахождения товара либо доставить товар. Кроме того, в виду отсутствия письменного договора, покупатель даже не сможет доказать, что он заключил какой-либо договор с каким-либо клиентом. Представление в суд интернет-переписки в качестве доказательства еще не совсем апробированный способ, он далеко не всегда работает. Кроме того, покупатель (физическое лицо) вполне может использовать псевдоним. Поэтому совет таков: не использовать наложенный платеж, так как реального механизма защиты в данном случае нет.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?