Как законодатели пресекают попытки иностранного влияния, обеспечивая при этом доступ к объективной информации

На информационной передовой

На весенней сессии парламентарии приняли законопроект об изменении законов по вопросам СМИ. В понедельник его подписал Президент. Спекуляций по поводу нового документа было множество, причем возмущались отнюдь не профессиональные журналисты. Как интернет-издания становятся штабами по координации протестов, как бороться с фейками и почему говорим «СМИ» — подразумеваем «политика»?

Фото  БЕЛТА

«СБ. Беларусь сегодня» предложила порассуждать на эти темы заместителю председателя Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Валентине Ражанец, уполномоченному по защите журналистов политологу Александру Шпаковскому и аналитику Белорусского института стратегических исследований Алексею Авдонину.

Об информационной безопасности страны

А. Шпаковский: Средства массовой информации всегда являлись, являются и будут являться субъектами политики. Не зря прессу называют четвертой властью, а в информационном обществе пресса может иметь и еще большее значение. Некоторые исследователи говорят о медиакратии — когда управленческие решения диктуются публикациями, которые формируют общественное мнение и таким образом давят на представителей законодательной и исполнительной власти. Как Владимир Ильич Ленин характеризовал газету «Искра»? Коллективный агитатор и коллективный организатор. Поэтому нет ничего удивительного в том, что определенные средства массовой информации, во-первых, использовались иностранными спецслужбами для продвижения своих интересов, а во-вторых, стали не только рупорами неудавшейся попытки «цветной революции», но и ее организаторами, а нередко и спонсорами.
Задача законодательства как раз в том, чтобы деятельность субъектов информационного пространства (в том числе интернет-сегмента) соответствовала национальным интересам нашей страны. 
С одной стороны, надо поставить надежный барьер попыткам иностранного влияния, а с другой — обеспечить доступ белорусов к объективной информации конструктивного содержания.

В. Ражанец: В отношениях с другими государствами Беларусь всегда следует принципам добрососедства и миролюбия. Для уменьшения конфронтации и повышения доверия наша страна предлагает разработать и соблюдать правила ответственного поведения в виртуальном пространстве. Уважая другие нации и государства, Беларусь вправе рассчитывать на такое же отношение к себе. Стратегические задачи в этом направлении обозначены в концепциях национальной и информационной безопасности.

В Концепции национальной безопасности говорится, что технологическая эволюция становится источником принципиально новых угроз. В результате нее появляются недоступные ранее возможности негативного влияния на личность, общество и государство. 

Сегодня информационная сфера превращается в системообразующий фактор жизни людей, социумов и стран. А вместе с этим усиливается роль и влияние средств массовой информации и глобальных коммуникационных механизмов на экономическую, политическую и социальную ситуацию.

Информационные технологии широко применяются в управлении важнейшими объектами жизнеобеспечения, которые становятся более уязвимыми перед случайными и преднамеренными воздействиями. Мы свидетели эволюции информационного противоборства в новую самостоятельную стратегическую форму глобальной конкуренции. Целенаправленное информационное давление наносит существенный ущерб национальным интересам.

В ответ на современные вызовы соответствующее развитие получает правовая база. Белорусское законодательство направлено на исключение деструктивного воздействия, возникающих угроз, защиту национальных и общественных интересов, призвано обеспечить безопасность в том числе в информационной сфере.

А. Авдонин: В условиях, когда страны сталкиваются с интенсивным информационно-пропагандистским давлением, вопросы изменения законодательства наиболее актуальны. В первую очередь у ведомств, ответственных за контроль и развитие информационного поля, появляется возможность быстро анализировать вредоносные ресурсы и пресекать их деятельность.
Сегодня понятия инфополя и территориальной целостности идентичны. Любое вторжение на территорию государства считается агрессией, на пресечение которой ориентированы Вооруженные Силы. Вместе с тем мы явно видим, что в информационное поле тех или иных стран внедряются различные медийные площадки, ориентированные на формирование деструктивных элементов в сознании общества. 
Поэтому в условиях информационного противоборства необходимо современное законодательство с широкими полномочиями министерств и ведомств по быстрому пресечению враждебных для общества элементов, сеющих раздор, экстремизм, терроризм, идеи нацизма. Мы не имеем права доводить до ситуации, когда эти ресурсы становятся популярными среди определенных категорий граждан и делают возможным последующее формирование протестных настроений внутри государства.

О значении региональных СМИ

А. Шпаковский: Неотвратимость наказания — один из основных принципов правосудия. Конечно, давать правовую оценку необходимо деятельности всех интернет-ресурсов. Она должна соответствовать законодательству Беларуси. В частности, теперь будет невозможно получать незаконные гранты из-за рубежа и отражать интересы иностранных субъектов, а не реальную картину. Нарушения оценят суд и Министерство информации. От того, насколько государство сможет оперативно купировать проблемы в информационном поле страны, зависит развитие ситуации.
В этом вопросе я бы не преуменьшал угрозу для регионов. Уже известны данные о деятельности американского фонда в поддержку демократии NED и фондов, связанных с иностранными спецслужбами. Многие годы они развивали сеть именно региональных интернет-ресурсов в Беларуси на иностранном финансировании. Практически в каждом районе сегодня есть такой сайт. Популярность их сомнительная, а публикуемая информация аналогична той, что размещают крупные «независимые» порталы. 
Она зачастую искажена, политически ангажирована и направлена на введение потребителя в заблуждение, формирование искаженной картины белорусской действительности, возникновение тревожности и в итоге — социальной вражды и розни.

Кстати, те или иные проявления протестной активности были зафиксированы более чем в 40 населенных пунктах Беларуси. Естественно, акции в регионах существенно отличались от протестов в Минске и крупных городах. Но и тут на пике речь шла не более чем о 150 тысячах человек — менее трех процентов граждан, обладающих избирательным правом. Это была попытка радикального меньшинства с нездоровой политической активностью навязать свою волю законопослушному большинству. Классика «цветных революций».

Сейчас Беларусь достаточно уверенно выходит из политического кризиса. Нельзя допустить, чтобы события августа-2020 повторились.


А. Авдонин: При реализации проектов в информационном поле наши оппоненты работают на всех уровнях — местном, региональном, национальном. Прошлый год показал, что влияние осуществляется как на уровне объединений дворов, поселков, городов, так и на уровне районов и областей. И негативная эффективность этой работы очень высока. Поэтому умение распознать такие элементы представляется наиболее важным. 

Как раз работа по низам зачастую становится фундаментальным инструментом организаторов «бархатных революций». Формирование протестных настроений снизу, искажение трактовок решений Правительства — залог возникновения внутренней не­удовлетворенности населения с возможностью последующего объединения в массовые движения. Это типичная современная форма борьбы против государства, актуальная не только для Беларуси.

Новое законодательство адаптируется под ведение современных информационных и психологических операций со стороны недружественных нам стран.

О борьбе с фейками

В. Ражанец: Не надо забывать об обязанностях наряду с правами, а вседозволенность выдавать за свободу. 

В законе уточнены требования к учредителю и главному редактору средства массовой информации, расширены обязанности для юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, владельцев интернет-ресурса, сетевого издания. Конкретизированы полномочия журналиста средства массовой информации и применение ссылок (гипер­ссылок) на средство массовой информации, интернет-ресурс, информационное агентство. Также новый нормативный правовой акт расширил перечень видов информации, распространение которой запрещено, и предусмотрел меры для ограничения иностранного влияния на информационный рынок. В частности, иностранные инвестиции не должны превышать 20 процентов. 

То есть каждый должен осознавать свою ответственность и обеспечивать предоставление достоверной полной информации. И понимать, чем слово отзовется. Недопустимо использовать СМИ в противоправных целях, для оказания деструктивного влияния. 

И это касается всех средств массовой информации, независимо от объема и охвата аудитории, и ресурсов, которые не входят в категорию СМИ, — всех, кто распространяет информацию. 
Как можно, например, допустить призывы к суициду (да еще и детей, подростков!), употреблению и продаже наркотиков, изготовлению и применению взрывчатых веществ, оружия? К таким ресурсам доступ должен быть незамедлительно ограничен. Примеров трагедий достаточно, принять меры для их недопущения — прямая обязанность государства, ведь речь идет о жизнях людей, безопасности общества. 
Преграда фейкам — правдивая информация, всестороннее освещение событий и мнений, неискаженная реальность в ее многообразии. Нужно стремиться к цифровой гигиене, формировать устойчивый иммунитет к недостоверной информации, критически ее осмысливая. 

А. Шпаковский: Новый закон предусматривает повышение ответственности редакции, собственника ресурса за публикуемые материалы. Механизм оценки и привлечения к ответственности, сроки их проведения позволяют оперативно реагировать на размещение фейковой информации и блокировать ее. Это делается в первую очередь для защиты прав потребителя. Мы не можем позволить фейкоделам обманывать белорусское общество, вводить наших людей в заблуждение и разжигать социальную рознь в нашей стране.
А. Авдонин: Технологии фейков в современных методах политической и информационной борьбы построены на тиражировании не сведений по сути того или иного события, а эмоций, ориентированных на формирование негативного отношения к событиям, людям или ведомствам. Это залог последующего формирования напряженности в обществе. 
Сейчас основная форма борьбы с фейками — «абсурдность фейков», благодаря которой фейк теряет видимость вразумительного содержания. Не допускайте, чтобы внешние игроки управляли вами и вашими близкими, научите их разбираться в информации, не доверять полуправде, перепроверять и сохранять аналитический взгляд.

Фото  БЕЛТА

О качествах настоящего журналиста

А. Шпаковский: К сожалению, в минувшие годы в силу, может быть, излишне либерального подхода мы позволили развиться целой сети иностранного влияния на территории нашей страны. И в прошлом году она чуть было не подвела наше общество к катастрофе. Хорошо, что у подавляющего большинства белорусского народа хватило мудрости оценить ситуацию.

Вся система права вышла из колыбели морали. Профессиональные качества журналиста должны быть напрямую сопряжены с моральными. Кодекс этики журналиста хоть и не является юридически обязательным, предусматривает определенные здоровые нравственные черты.
Конечно, журналист должен стремиться к объективности, насколько это возможно с учетом редакционной политики. Но мне представляется вместе с тем, что белорусская журналистика в своей повседневной деятельности должна отражать белорусские интересы, а вовсе не интересы каких-то зарубежных субъектов.
А. Авдонин: Для любого журналиста в первую очередь важен профессионализм. А он заключается в умении донести информацию не в искаженном виде. Любая попытка поиграть на эмоциях, освещать в негативном свете те или иные события или решения — крайне низкий уровень профессионализма.

Журналист — это коммуникатор, который передает информацию потребителям: читателям, слушателям, зрителям. Его задача — быть предельно объективным в освещении любых событий, дать максимум информации, чтобы ее потребители делали выводы сами, а не на основе фейкоанализа или псевдоаналитики.

В. Ражанец: Всем нам необходимо консолидировать усилия в созидательных целях, направив их на развитие страны. 

В этом вопросе, несомненно, аспект моральных качеств журналиста очень важен. Читатель, зритель видят события через объектив фото- и видеокамеры, историю на страницах газеты, журнала, интернет-ресурса, то есть через субъективное восприятие и осмысление представителя СМИ, блогера... 
Сформировав нужную картинку, передергивая фразы и подтасовывая факты, недобросовестный человек или редакция, взявшая на себя ответственность информирования, манипулируют сознанием аудитории. 
Поэтому сегодня актуален (и будет актуален всегда) кодекс профессиональной этики журналиста. Важно, чтобы его соблюдали все работающие в медийном пространстве. 

varmor@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter