«На игле» импорта

На российских прилавках все больше зарубежных продуктовПо последним данным Росстата и Минсельхоза РФ, Россия снова становится одним из крупнейших в мире импортеров продовольствия и племенного скота. По экспертным прогнозам, объем такого импорта вскоре будет угрожать продовольственному суверенитету государства.

Согласно стандартам ООН, критической планкой для продовольственного суверенитета страны является доля импорта в общем объеме потребления продовольствия свыше 20%. В России этот показатель уже превысил 15% и приближается к роковой черте.
– В то же  самое время, – утверждает доктор сельскохозяйственных наук Валерий Абдалов, – в стране реализуется нацпроект АПК, конечные цели которого, мягко говоря, весьма сомнительны в контексте нынешней  ситуации. Как можно допустить обвальный импорт сельхозпродукции и одновременно осуществлять программу, предусматривающую самообеспечение России продовольствием? Без развития отечественного сельхозмашиностроения, оздоровления почв, без регулирования цен и тарифов?
Из-за растущих цен на зерно, корма, удобрения в стране начинается, как в 1990-х годах, забой поголовья скота, закупочные же цены на мясо остаются намного ниже себестоимости  его производства. Вдобавок страна остается одним из крупнейших в мире импортеров генно-модифицированного продовольствия, не безопасного для здоровья потребителей. Реальных мер по контролю за качеством импортных продуктов, в том числе за их «начинкой», не принимается.
В Россию поступает в основном демпинговое продовольствие (т.е. по заниженным ценам), и уже который год. И неудивительно, что темпы роста импорта с 2006 по август 2007 года в 6 раз выше темпов роста товарного сельхозпроизводства в РФ. Связи же мясокомбинатов и торговых сетей с зарубежными поставщиками, реализующими на российском рынке излишки своей продукции, давно отлажены. Причем до 70% объема поставок в Россию заморских мясоизделий – это продукты с десяти-, а то и с 15-летними сроками заморозки. 
Они-то и ввозятся по заниженным ценам. Государственные же квоты на импорт мясоизделий, благодаря лоббированию со стороны российского «агробизнеса», распределяются в пользу вполне конкретных зарубежных экспортеров и российских трейдеров – сбытовых фирм. Словом, круг замыкается. В такой ситуации отечественным сельхозпроизводителям трудно сбывать свою продукцию даже по заниженным ценам. Посредники, связанные с крупными перерабатывающими или торговыми компаниями, низводят закупочные цены до «символических». Правительственные  же обещания об устранении посреднических цепочек и госрегулировании цен на сельхозтовары пока остаются декларациями. 
Не решаются и смежные проблемы. Как утверждает зампред Аграрного комитета Госдумы РФ Владимир Плотников, «в нашей стране – до 10% мировой пашни: с таким потенциалом Россия просто обязана стать аграрной сверхдержавой. И не только в сфере экспорта агропродукции. А у нас повышение плодородия, которое почему-то вне нацпроекта АПК,  фактически переложено на плечи нищающих, в большинстве своем крестьян. В результате поля по десять и более лет не видят удобрений, истощаются, деградируют. По данным  ученых, к настоящему времени в РФ из 11 миллионов гектаров черноземной пашни до 3 миллионов уже разрушены эрозией. И этот процесс ускоряется».
Почти во всех федеральных округах продолжается обезлюдение сельских территорий. Ныне безработных среди селян – каждый девятый, среди молодежи – каждый третий, а в межсезонье по отдельным регионам – каждый второй. Сельская молодежь – более чем наполовину перебивается случайными заработками, средняя же зарплата на селе остается самой низкой в отечественной экономике. А государственная программа по развитию сельского хозяйства предполагает  повышение сельской зарплаты с 3,1 тысячи рублей в 2006 году лишь до 6 тысяч рублей в 2012 году! Кого привлечет такая перспектива?
Острой остается проблема и с земельной собственностью. К настоящему времени оформлены в собственность – это за 17 лет(!) – только 15% процентов земельных паев. Давно можно упростить процедуру оформления земли в собственность, и по крайней мере 50% расходов по межеванию и оформлению земель должно компенсироваться государством, как это давно практикуется в развитых и многих развивающихся странах.
Как считает доктор экономических наук Сергей Потапенко, «сегодня надо решать проблему не продовольственной безопасности – ее мы так и не решили – а уже продовольственного суверенитета государства. Но пока нет оснований полагать, что при нынешней сельскохозяйственной, да и общеэкономической политике властей эта проблема может быть своевременно решена».

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter