Календарь и традиции: 25 - 31 мая 2020 года

На грядке зеленый, а в кадке соленый

25 — 31 мая — седмица 6‑я по Пасхе.

Будущую неделю 25 мая открывает Герман. 

Интересно, что у нас на Полесье Германом называли изготовленную из дерева фигуру больших размеров, на которую вешали особые, сакральные, рушники. В давние времена такой обряд проводили в засушливое лето для «выклiкання дажджу». Исследователи сравнивают фигуру Германа с фигурами деревянных идолов дохристианского периода. 

Еще 25 мая — Епифан. Смотрели на погоду: если день выдался солнечным, то жарким и «пожарным» обещает быть все лето. «Калi Пiфан мае чырвоны жупан — летам дажджу не жджы».

26 мая — Гликерия. В народе это красивое имя трансформировали в Лукерью и прозвали Лукерьей‑комарницей. 

По преданию комаров и прочую надоедливую мелочь‑мошкару, активно появляющуюся к концу мая, создал сам черт. Он, видите ли, пожелал уподобиться Богу и тоже что‑нибудь сотворить. Схватил горсть песка и подбросил верх: «Летите!» Вот они и полетели. 

Если мошкара густо вьется, буквально лезет в глаза, как говорят в народе, «мак таўчэ», — к дождю. Она же предсказывает и хорошую погоду, когда появляется перед заходом солнца. Кроме того, высота полета мошкары, ее количество выступали своеобразным показателем и залогом удачного урожая. Чтобы в огороде все буйно произрастало, женщины брали горсти земли, над которой вилась туча комаров и мошек, и бросали на грядки. Такая же горсть высыпалась в гнездо курицы‑несушки, чтобы цыплята вывелись жизнестойкими, не боялись холодов и болезней. 

Комар часто встречается в белорусских народных песнях, стихах, загадках, пословицах и поговорках, его именем названы танцы и игры. 
27 мая — отдание праздника Пасхи.
Далее в традиционном народном календаре один за другим идут следующие дни:

27 мая — Сидор‑огуречник,

28 мая — Пахом‑бокогрей. 

И Сидор, и Пахом опекали одну из самых любимых и распространенных огородных культур — огурцы. Особенно почитали Пахома, именно его день считался главным «агародным святам». 
28 мая у православных — Вознесение Господне.
Полагают, что огородничество и вообще выращивание овощей на территорию Беларуси пришло вместе с принятием христианства, которое по своему канону предписывает продолжительные посты. Большую роль здесь сыграли греческие миссионеры — монахи и проповедники. Так рядом со злаковыми культурами появились грядки с овощами — «зелие». Поначалу «гароднiна» выращивалась для потребления семьей, а не для продажи или обмена. Но уже в 60‑х годах XVIII века овощи закрепились в своих огородных правах и на грядках даже стали высаживать пряные и лечебные травы. 

Считалось нежелательным сеять овощи людям с физическими недостатками (хромым, рябым) и при посеве перекладывать семена из одной руки в другую. Огуречным предполагался год, когда на елях в конце весны появлялись красноватые шишки. Обещала и даже гарантировала отменный урожай огурцов капель на Громницы. Не рекомендовалось сеять огурцы в среду, пятницу, в постные дни: может появиться пустоцвет. Чтобы огурцы выросли длинными, гладкими, с блестящей кожицей, хозяйки клали между грядками деревянные скалки. В одних регионах огурцы сеяли вечером и обязательно после солнечного, яркого дня: пасмурная погода сулила плодам дупловатость и рыхлость. В других районах хорошим знаком воспринимались кучевые облака: тогда «насiць агуркi будуць кучамi». В погреб бросали старые лапти или еще что‑то старое и вязаное для образования хороших плетей. Тщательно обрывали пустоцвет. Его собирали, опрыскивали разведенной с медом водой, после чего выставляли в плошках на огуречные грядки, что привлекало пчел для опыления растений. Короче, старались вовсю. Ведь не приложишь сил — не получишь желанную бочку с солеными огурчиками на зиму.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter