18 мая — день святой Ирины, прозванной в народе рассадницей. В прежние времена в эту пору женщины надевали старую рваную сорочку, очень гладко зачесывали волосы и шли в огород. Верили, что тогда посаженная капуста будет хорошо расти, твердая и гладкая, как прическа хозяйки. Клали в грядки с капустой «бохан» хлеба, завернутый в белое полотно, иногда — большой камень. Тут все будет «работать» по подобию: полотно — давать цвет, каравай — способствовать росту, а камень — крепости.
В нашей мифологии и обрядности символика этого растения связана с темой продолжения рода. В некоторых регионах «замужнiцам» на голову надевали гороховый венок, что означало скорое пополнение семейства. Горох еще рассыпали на Коляды, чтобы хорошо плодились овцы.
Следом идет Иван-«веснавы», которого у нас еще называют Иваном‑«доўгiм» и «бацькам Мiколы». Он, как и предыдущие святые, выступает помощником сельчанину в его работе на земле.
22 мая отмечается Николай-«теплый». Говорили так: «Мiкола пагоду ставiць, бо да Мiколы не бывае цяпла нiколi». Это время у восточных славян называют Никольщиной. Николай Чудотворец, угодник считается защитником бедных и неимущих, помощником простого люда в его горестях, бедах и нелегкой жизни, а также самым старшим среди всех святых и самым близким к Богу. У Николая Чудотворца просили совета, к нему обращались за помощью как к надежному «дарадчыку». В наших песнях его образ создан таким: «Мiкола — старая асоба, па полю ходзiць, жыта родзiць, дзе высахла, то падмочыць, дзе вымакла, то падсушыць».
Кроме этого, Николай-весенний считался еще и помощником конюхов. В этот день пастухи, чтобы отвести от своих питомцев болезни и дурной глаз, окуривали их «прыхаванымi з Купалля зёлкамi», подстригали и расчесывали гривы и хвосты.
ПРИМЕТЫ
Если в ночь на 18 и 19 мая небо будет звездным, то в ближайшие дни погода ожидается ясная и теплая. Все посаженное в огороде хорошо приживется.