На гребне взрывной волны

Фугасно-осколочную авиабомбу случайно обнаружили на днях на берегу реки Западный Буг. Случай не из легких... По середине реки проходит граница с Польшей и Евросоюзом.
Фугасно-осколочную авиабомбу случайно обнаружили на днях на берегу реки Западный Буг. Случай не из легких... По середине реки проходит граница с Польшей и Евросоюзом.
В Бресте на территории в/ч 5526, где базируются саперы, мы с офицерами погрузились в микроавтобус "Форд" с красной полосой на борту с надписью "Разминирование" и отправились на заставу "Огородники" в Каменецкий район. Оставшиеся 5 километров преодолели на "уазике" вдоль контрольно-следовой полосы по грязи - вспаханная земля "разомлела" после нескольких дождливых дней, и "Форд" мог увязнуть...

Все, приехали, дальше - пешком. Саперы берут свои чемоданчики с тротилом и катушку с проводом, а я стараюсь за ними поспеть. Метров 700 идем почти по девственному лесу, где, кроме пограничников и лесного зверья, никто не ходит. Еще немного ходьбы вдоль обрывистого берега - и мы на месте. Пытаюсь рассмотреть опасную находку с высоты, но мешает дерево. Пришлось разуваться и спускаться по крутому обрыву к воде. Авиабомба лежала на оголившемся берегу и, как мне показалось, была совсем маленькой. Но офицеры терпеливо объяснили, что большая ее часть находится в земле...

Никто не мог гарантировать, что пролежавший столько лет в воде и случайно обнаруженный пограничным нарядом немецкий боеприпас не заржавел и не представляет никакой опасности. Польская сторона была уведомлена об опасной находке. Белорусские "зеленые фуражки" согласовывали все свои действия с коллегами-соседями. В полдень со стороны Польши мы услышали, как пограничник через мегафон предупреждает, что на белорусской стороне будут взрывать авиабомбу, и просит людей удалиться на безопасное расстояние.

- У нас все нормально, все эвакуированы, мы уходим, а вы? Остаетесь? - вскоре кричал нам с того берега польский пограничник.

Белорусы дружно расхохотались: "Остаемся? Что тогда от нас останется?" Да, конечно, взрывную волну погасят обрывистый берег, речка, деревья, но безопасное расстояние - 1,3 километра.

К авиабомбе саперы прикрепили 3 килограмма тротила и провод, по которому будет подано электричество, потом отправились в безопасное место, где и следовало нажать кнопку, чтобы прогремел взрыв. Медленно текут минуты в ожидании команды... Идут последние согласования с польской стороной. Наконец, дали "добро"! Я держу в руках наушники, но надевать их не хочется - хочу все слышать. Чтобы взрывная волна не повредила перепонки, мне советуют пошире открыть рот, но я замешкалась, не успеваю. Техник пиротехнических работ Сергей Марчук нажимает кнопку. И - оглушительный взрыв! Есть!

Идем к воронке, чтобы посмотреть на результат работы. С деревьев вдоль протоптанной нами тропы сыплется песок. Место у реки не узнать. Дерева и куста, которые заслоняли лежавшую у воды бомбу, уже нет - одни пеньки. Все деревья в метрах десяти от эпицентра взрыва остались без листьев. Впечатление такое, что их съели гусеницы: на ветках висят только "скелеты"-прожилки, а самой зелени нет.

- Хорошо сработано! - кричат нам из-за Буга. - Молодцы!

Заместитель начальника управления боевой службы по боевому обеспечению Главного управления командующего внутренними войсками Геннадий Позняк поднимает острый осколок и протягивает мне: "Возьми на память".

Для меня - экзотика, а для полковника - ежедневная работа. Без учета всякой "мелочи" за пару десятков лет Геннадий Константинович лично обезвредил более 500 подобных авиабомб...

В этом году выездов у брестской саперно-пиротехнической группы очень много. "В год 60-летия освобождения Беларуси земля как будто сама освобождается от смерти, притаившейся с тех далеких времен", - рассуждает командир в/ч 5526 полковник Анатолий Борейко.

Если в первом полугодии прошлого года саперы выезжали на разминирование 70 раз, то в этом - уже 147. Обезврежены 1.411 взрывчатых устройств и предметов (это почти в 20 раз больше прошлогоднего показателя), 9 авиабомб.

Чаще всего мины, бомбы и патроны находят в Брестском районе. Несколько снарядов этой весной были вывезены с территории Брестской крепости. Именно здесь, на Госпитальном острове за мемориалом, и на приграничной территории, по мнению военных, в земле лежат даже не десятки - десятки тысяч боеприпасов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter