Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Я часто говорил: нас будут качать, это вдолгую, они от нас не отстанут.
Во время республиканского субботника, 17 апреля 2021 года.
Выгодный бизнес
К 24 февраля последователи бчб-движа пребывали в унынии. Всенародный размах обсуждения изменений и дополнений в Конституцию означал их катастрофическое поражение. Ни на одном из этапов они ничего не смогли противопоставить в ответ. Быстрыми темпами шел развал их лагеря, росло недовольство западных спонсоров. Они открыто называли Франека Вечерку уже не «мозгом Тихановской», а самым провальным политическим менеджером в истории.Начало масштабных боевых действий в Украине, казалось, давало им надежду на спасение. Как и либералы-западники в России, змагары попытались поднять «антивоенную волну». Собственно, это была часть плана информационно-политического блицкрига.
Американцы и британцы денег не жалели. Чуть ли не из каждого утюга шла проплаченная антироссийская и антибелорусская реклама. По факту — практически нулевой результат. Небольшая акция в центре Минска 27 февраля и еще меньший пикет на следующий день. Все.
«Антивоенное» движение тут же перекрасилось во вполне себе милитаристское. Тихановская и Латушко стали агитировать своих сторонников в эмиграции за вступление в ряды ВСУ. «Белорусский дом» в Варшаве превратился в вербовочный пункт наемников.Засветились и некоторые узнаваемые лица из лагеря беглых. Правда, большинство из них просто покрасовались в каске и с автоматом в какой-нибудь теробороне, а потом преспокойно направились в сторону польской границы. А вот верхушка решила превратить свою вербовочную деятельность в выгодный бизнес.
Сбор средств проходил бесконтрольно. И вскоре паблики эмиграции наполнились гневными постами: где деньги? куда делись купленные бронежилеты? Ответ, естественно, был невразумительный. Но все и так все понимали.
Ну а вскоре появилось громкое заявление о создании «батальона Калиновского». Пошла мощная пиар-кампания с фоточками, роликами, пафосными интервью. «Калиновцы» даже принесли свежепридуманную присягу. Конечно, сделали это в красочном ролике. Кстати, хедлайнер всей этой кампании Иван Марчук по кличке «Брест» как раз и был убит под Лисичанском в конце июня.
Перспективы и конкуренты
Создание подобных формирований посчитали перспективным. Да и жанр требовал продолжения. Стали появляться новые батальоны: «Литвин», «Волат». А за ними и конкуренты.Беглый ресторатор Вадим Прокопьев решил перехватить инициативу и заявил сразу о создании целого полка «Погоня». И тут же начал сбор средств на него. «Калиновцы» в долгу не остались: в мае объявили, что тоже становятся полком, поглощая другие батальоны. Естественно, продолжая сбор денег. На полк же требуется больше, чем на батальон.
На самом деле все эти «батальоны» и «полки» не дотягивают до штатной численности соответствующих воинских подразделений. Она колеблется в зависимости от рода войск. Но в данном случае речь идет о пехоте. А там батальон насчитывает, как правило, около 500 человек. Полк включает три батальона. Вот и считайте. «Калиновцы» же на стадии формирования заявляли о 200 «штыках» и еще 300 — в резерве. Прокопьев после долгого молчания признался, что его полк не дотягивает и до роты, то есть до 100 человек.
В реальности речь может идти о паре сотен представителей эмиграции, придерживающихся радикальной националистической и даже фашистской идеологии.Многие из них ранее состояли в экстремистских формированиях. Чего только стоят клички первых убитых еще по весне боевиков: «Ганс», «Террор». Несмотря на изрядные меры по конспирации, все их личные данные известны отечественным спецслужбам. Главная цель этих вооруженных групп состоит вовсе не в сражениях на нынешнем фронте. Там они скорее проходят обкатку. Да их и не используют как единое формирование. В Киеве опасаются, что такой отряд может быть сразу целенаправленно накрыт ракетно-артиллерийским ударом. И правильно опасаются. Поэтому и бросают этих «калиновцев» на боевые участки малыми группами.
Их задача — в будущем создать костяк диверсионных отрядов для планируемого вторжения на белорусскую территорию, совершения терактов, саботажа и разного рода провокаций. Официальные штабы эмиграции в управлении этими группами играют роль «прокладок». По сути, их напрямую контролируют натовцы.
Непосредственное оперативное и техническое сопровождение осуществляют британские и польские военные и разведчики.Кстати, отношение у этих боевиков к Тихановской и ее окружению крайне негативное, что легко увидеть по их интервью.
Статья и сеть
Еще один проект — это попытка создания широкой разведывательной сети на территории Беларуси. Эту делянку решил урвать для себя Мотолько. Еще накануне спецоперации был создан сетевой ресурс, куда змагарам, оставшимся в Беларуси, предлагали сбрасывать сведения о передвижении российских войск.На самом деле, как правило, ничего особенно секретного им установить не удавалось. Обычные граждане видели колонны войск, слышали взлеты самолетов и обменивались этой информацией в открытом формате. Любопытство, не более. Другое дело, если кто-то из них додумался перенаправить эти сведения на экстремистский ресурс. А вот здесь уже уголовная статья с большим сроком. И несколько недотеп попались на этом, фактически сломали себе жизнь. Ну а пиком деятельности Мотолько стало невразумительное видео с пункта отправки посылок, которое выдали за «доказательство мародерства» российских военных.
Широко разрекламировали также «рельсовую войну». Иными словами, попытки устраивать диверсии на железной дороге. Учитывая, что с самого начала операции пути сообщения взяли под плотную охрану, все свелось к выводу из строя релейных шкафов. Но и подобная деятельность была быстро пресечена белорусскими спецслужбами.Еще несколько поклонников Тихановской очутились надолго за решеткой, а самые незадачливые получили тяжелые ранения. Штаб самой Тихановской, как и ее конкурента Латушко, оказался в настоящее время в крайне незавидном положении. Никаких существенных бонусов они не получили. Оно и понятно: результата, которого ожидали западные кураторы, добиться не получилось. По всем позициям провал за провалом. Порчу нескольких релейных шкафов, конечно, раскрутили в публичном пространстве как очередной невероятный подвиг, но заказчики диверсий прекрасно себе представляют, что никакого значительного эффекта эти действия не имели. Раздражение стало нарастать.
А тут добавились и новые обескураживающие факты. Наши беглые за рубежом столкнулись с агрессией. Они попали под раздачу спровоцированной Западом волны русофобии. Многие беглецы с досадой описывали, как их терроризировали украинские полицейские, пограничники и таможенники только потому, что они говорили по-русски. Уже в Польше и Западной Европе они стали жертвами нападений озверелых украинских «беженцев». А еще были случаи, когда их выгоняли с работы и со съемных квартир. Мол, не смогли в 2020‑м совершить свою «революцию», возвращайтесь доделывать. Да, именно так и говорили. И не помогали никакие оправдания.
А в последние дни и вовсе их стали обвинять, что не оказывают Украине должной поддержки в покупке вооружения. Действительно, где «Джавелин», подаренный Тихановской? Или «Стингер» от Латушко? Даже бедному Вечерко пришлось оправдываться, что им самим денег не хватает.
Одним словом, у беглых от СВО одна сплошная «здрада». Но не нужно думать, что хозяева их просто так спишут. Ведь у Штатов не осталось иного сценария, кроме как силовое свержение власти в Беларуси. И они уже давно стали на этот путь и сворачивать не собираются. Вот для чего сегодня в Украине выстраивают наших беглых радикалов в шеренги. Чтобы завтра их бросить на Беларусь в качестве пушечного мяса...Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.