На гребне волны

В Беларуси определены лучшие экспортеры страны 2012 года

Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) проводит республиканский конкурс «Лучший экспортер года» уже 15 лет. Сначала он был внутренним, то есть участие в нем принимали только члены палаты, но в 2007 году перешел на высокий общереспубликанский уровень и получил государственную поддержку. Сегодня определять лучшие белорусские предприятия, эффективно выстраивающие партнерские отношения с зарубежными партнерами, БелТПП помогают многие ведомства — Минторг и Минэкономики, МИД и Минсельхозпрод, Минстройархитектуры и Минздрав, Национальная академия наук и Парк высоких технологий.

Накануне в Минске подвели итоги прошлого года. Как отметили организаторы, конкурс даже не столько позволяет поощрить предприятия за определенные заслуги, сколько подтолкнуть их к более эффективной работе. «Цель конкурса — выявление и поощрение предприятий-экспортеров, которые по итогу предыдущего года достигли наибольших успехов в объемах поставок своих товаров, работ или услуг на внешние рынки», — напомнил на пресс-конференции, предшествующей церемонии награждения, председатель БелТПП Михаил Мятликов. При этом он подчеркнул, что при определении победителя очень важно оценить многие сопутствующие критерии. «К примеру, мы оцениваем не просто валовые показатели, но и обращаем внимание на такие моменты, как объем экспорта в пересчете на каждого сотрудника предприятия. Внимательно смотрим, как предприятие работало не только в отчетном году, но и в предшествующие периоды и обязательно учитываем импортную составляющую, смотрим на добавленную стоимость бизнеса»,— определил параметры конкурсного отбора Михаил Мятликов.

Как отметили в БелТПП, в конкурсе «Лучший экспортер 2012 года» приняли участие 102 белорусских предприятия, выбраны победители и дипломанты в 17 номинациях. Определять их было непросто, тем более что некоторые экспортеры не попали в число лидеров буквально из-за каких-то мелочей. К примеру, на предприятии не успела закончиться модернизация в определенный срок, и это не позволило ему сработать более эффективно, чем вовремя подсуетившемуся конкуренту. Такие компании тоже получили дипломы, но поощрительные.

Как отметил заместитель директора Департамента внешнеэкономической деятельности МИДа Дмитрий Куптель, Беларуси сегодня жизненно необходимо увеличивать продажи на внешних рынках, поэтому задача по модернизации производств, выпуску новых товаров и увеличению объема экспортных продаж от объема производства на отметке не менее 65 % в качестве приоритетов выбрана не случайно. «Это для нас формула жизни», — подчеркнул дипломат. Несмотря на немного ухудшившуюся в нынешнем году динамику внешних продаж, специалист не мог не отметить высокую базу предыдущего периода. Так, по итогам 2011 года рост экспорта составил 164 %, по итогам 2012-го — 111 %. «То есть за два года мы практически в 1,8 раза увеличили экспорт нашей продукции. Более того, в прошлом году мы достигли рекордного положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере $ 2,9 млрд.», — указал Дмитрий Куптель.

Традиционно в числе главных экспортеров фигурируют предприятия нефтехимической отрасли и машиностроения. «Они занимают наибольший удельный вес в белорусском экспорте. Положительную динамику в последнее время также демонстрируют предприятия сельскохозяйственной отрасли и пищевой промышленности, наращивают объемы экспорта предприятия промышленного производства и легкой промышленности», — расставил акценты представитель МИДа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter