Модернизация пунктов пропуска, рост товарооборота: 30 лет работы таможни глазами супругов Денищик

На границе новых скоростей

Гродненская региональная таможня отвечает за самый напряженный участок таможенной границы Евразийского экономического союза в Беларуси. За прошлый год через автодорожные пункты пропуска проследовало около двух миллионов транспортных средств, из них более 1,2 миллиона — грузовые авто. Бюджет пополнился на 530 миллионов рублей. За каждой цифрой стоит напряженная работа рядового таможенника. Для супругов Денищик таможня стала местом знакомства и трудовых будней, которые начались три десятка лет назад. Вместе с профессиональным ростом супругов модернизировались пункты пропуска, внедрялись новые технологии.


С «легковым уклоном»

Старший инспектор Гродненской региональной таможни Татьяна Денищик в настоящее время работает на таможенном посту «Брузги». Отсюда 30 лет назад начинался ее трудовой путь.

— Пришла сюда с первого дня образования пункта пропуска, — вспоминает специалист. — Сначала работала ученицей на складе, получив товароведческое образование в Новогрудском торгово-экономическом техникуме, непосредственно трудилась на учете, приемке и дальнейшем продвижении самых разнообразных товаров, которые были задержаны во время пересечения границы. Сравнивать прошлое и настоящее, конечно, сложно. Все здесь кардинально изменилось: инфраструктура, условия труда, буквально все! Старожилов вроде меня осталось немного, но именно эти люди стали фундаментом, поддерживающим эту большую машину.

Пункт пропуска «Брузги» долгие годы является самым популярным по легковому направлению. В прошлом году здесь завершилась реконструкция, в результате он стал одним из самых технологичных в стране.

— В 1990-е годы люди в основном вывозили товары отечественного производства: зубную пасту, ваксу, часы, белье, детские игрушки, велосипеды, — продолжает экскурс в прошлое Татьяна Ивановна. — А из Польши чаще всего ввозили красивую модную одежду. Тогда на складах скапливалось огромное количество конфиската. Сейчас они опустели. Настоящим законодательством при нарушении правил перемещения товара через государственную границу предусмотрена выплата штрафа. Далее гражданин может сам распорядиться имуществом: либо вывезти его обратно, либо заплатить пошлину, оставив его себе. Моя задача — разобраться с товаром, оформить, правильно оприходовать, передать данные, соблюсти условия хранения.

Татьяна Денищик, старший инспектор таможенного поста «Брузги» и Евгения Тарасюк (слева).

Чутье никто не отменял

Специфика деятельности на таможне предполагает наличие знаний в разных отраслях. Чем шире интеллектуальный запас инспектора, тем проще ему разобраться в отдельных, порой непростых нюансах. А еще очень важно быть тонким психологом, уметь наладить контакт с каждым конкретным человеком. В этом уверен начальник отдела таможенных операций и контроля таможенного поста «Берестовица» Игорь Денищик:

— Пришел на границу сразу после армии. Таможня была на слуху, потоки граждан были колоссальные, желающих выехать было столько, что в очереди на железнодорожном вокзале, куда пришел на первое место работы, можно было простоять до трех суток. В отделе тогда трудились 35 человек, и все равно порой было очень тяжело справляться. Основные ограничения в то время были на выезд из страны. По въезду действовал ряд пошлин на определенные группы товаров. Помню, как лично обнаружил целый мешок обручальных колец в межпотолочном пространстве, но больше всего изымали сигарет.

В автодорожном пункте пропуска свои особенности.

— Приходится постоянно учиться, так как изменения в области таможенного законодательства меняются перманентно, — рассказывает о трудовых буднях собеседник. — Таможня, кроме обеспечения пропускной способности, должна заботиться об экономических интересах страны. Случается, что недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности пытаются сэкономить на платежах, указывая недостоверные данные в сопроводительных документах относительно перемещаемых грузов. Чтобы этого не допустить, используется контроль с применением инспекционно-досмотровой установки либо физический досмотр.

За время службы Игорю Денищику не раз приходилось выявлять перемещаемые с нарушением товары, в том числе оружие и наркотические средства.

— Помню случай, когда удалось обнаружить 33 килограмма гашиша, — вспоминает один из моментов таможенник. — Тогда ночью через границу ехал мужчина с ребенком. Сказал, что возвращается с научной конференции. От Варшавы до пункта пропуска — не более трех часов. Что человек делал столько времени? Почувствовал: дело здесь нечисто. Пробили по базе и выяснили, что тот въехал в Польшу несколько дней назад. Работники инспекционно-досмотрового комплекса вызвали и говорят: «Что-то там есть». Пришлось разрезать автомобиль. Интуиция не подвела. В днище были спрятаны наркотики. 

Комфорт — дело техники

— 2021 год является юбилейным для таможенных органов Беларуси, — подчеркивает официальный представитель Гродненской региональной таможни Юлия Романюк. — Нам в этом году 30 лет. Из-за введения ограничительных мер со многими странами сократился легковой поток, уменьшилось количество туристов. Тем не менее рабочий процесс не только не остановился, по многим направлениям удалось достичь значительных успехов. За пять месяцев текущего года черед пункты пропуска перемещено почти 900 тысяч всех видов транспортных средств. Существенный рост отмечен по грузовому направлению: за указанный период гродненскими таможенниками оформлено более 500 тысяч большегрузов, что на 9 процентов больше, чем за аналогичный период 2020 года.

Игорь Денищик, начальник отдела таможенных операций и контроля таможенного поста «Берестовица» Гродненской региональной таможни.

Значительный рост наблюдается и на железнодорожном направлении — плюс 16,5 процента. В этом году увеличился и товаропоток: через таможенную границу перемещено почти 15 миллионов тонн разнообразных товаров (рост 14 процентов). С начала года выявлено более четырех тысяч административных правонарушений. Стоимость незаконно перемещенных товаров составила около 12 миллионов рублей. Возбуждено 11 уголовных дел, в том числе и по фактам незаконного перемещения наркотиков.

— Важно отметить, что почти 90 процентов вывозимых товаров оформляется таможней до пяти минут, столько же транзитных товаров — не более 10 минут, — акцентирует Юлия Романюк. — Уже сейчас эти показатели превышают установленные стратегией развития таможенных органов, доведенные к концу 2021-го.

За три десятилетия работа таможенных органов кардинально изменилась: проведена автоматизация таможенных процедур, оптимизация таможенного контроля, внедрен солидный арсенал технических средств. За последние несколько лет поток транспорта в регионе ответственности таможни увеличился примерно на 30 процентов и достиг пяти миллионов транспортных средств.

Благодаря модернизации пунктов пропуска процесс пересечения границы стал более комфортным и для граждан, и для сотрудников таможни. К примеру, реконструкция пункта пропуска «Брузги» на белорусско-польской границе позволила увеличить пропускную способность по грузовому направлению с 700 до 1600 автомобилей в сутки. Всего здесь за сутки может проследовать до шести тысяч транспортных средств. Положительно зарекомендовали себя стационарные инспекционно-досмотровые комплексы в пунктах пропуска «Брузги» и «Привалка». К строительству подобного приступили в пункте пропуска «Берестовица». Благодаря применению этой современной технологии в регионе Гродненской региональной таможней выявлено более 1300 правонарушений.

vrublevskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter