Пункт пропуска «Козловичи» единственный в стране, специализация которого — исключительно торговый оборот. Он оснащен современными средствами технического контроля, подключен к высокоскоростным информационным линиям, которые обеспечивают в режиме реального времени обмен данными с другими таможнями ЕАЭС и Евросоюза. А система анализа и управления рисками позволяет принять решение о форме таможенного контроля в отношении груза еще до его прибытия в таможню. Ко всему в «Козловичах» нет той «пестроты» паспортов, как, к примеру, в автодорожном пункте пропуска «Брест». Все эти моменты и стали определяющими при выборе погранперехода для эксперимента.
Заместитель начальника Брестской таможни по организации таможенного оформления и контроля Андрей Кудаш добавляет, что водители большегрузных автомобилей более организованны, чем путешественники:
— В «Козловичах» — только грузовые автомобили и водители–дальнобойщики. Они — на работе. У них, как правило, нормально оформленные для пересечения государственной границы документы.
Опыт выполнения несвойственных раньше функций у таможенников уже есть. С 2014 года, после ухода с границы Транспортной инспекции, таможня осуществляет автомобильный контроль. С паспортами таможенники тоже работали. Правда, когда легальность пересечения и действительность паспорта были проверены пограничниками. Сейчас все делают сами. Кроме этого, на таможенников в пункте пропуска «Козловичи» возложена проверка соблюдения иностранными гражданами установленных правил пребывания в нашей стране, правил транзитного проезда через территорию Беларуси, санитарно–карантинный контроль физических лиц, контроль за наличием обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
К эксперименту готовились. Три группы сотрудников Брестской таможни — 66 человек — прошли обучение в центре подготовки специалистов пограничного контроля Института пограничной службы. На время проведения эксперимента пограничники передали таможенникам всю необходимую базу — технические средства контроля и программные продукты.
Конечно же, нельзя исключить ситуацию, при которой возникнут сомнения в действительности представленных для прохождения границы документов. Если выявятся какие–то неясности и проблемы, паспорта будут передаваться сотрудникам Госпогранкомитета, и дальше уже будут работать они.
Хотя ставится задача ускорить процедуры контроля, не исключено, что в первые дни работы время прохождения границы увеличится. Для исключения задержек в оформлении Брестская таможня на время усилила свои ряды в «Козловичах».
Начальник таможенного поста «Козловичи» Александр Войтеховский рассказал, что, как и прежде, на выезд работают 8 каналов, столько же — на въезд:
— Первые часы работы показали, что скорость прохождения потока автомобилей не снизились. Никаких задержек нет. Ежечасно наши сотрудники проверяют до 100 паспортов. С утра уже были документы российские, германские, польские, венгерские, словенские.
Так что же изменилось для тех, ради кого и устроен этот эксперимент — для водителей? Отныне они не должны, как раньше, идти на контроль в пограничный модуль, потом — в таможенный. В действии — «одно окно». Паспортный и таможенный контроль выполняет один человек — инспектор Брестской таможни.
Российский дальнобойщик Денис Скоромный, мнением которого я поинтересовалась, нововведения на границе оценил:
— Еду из России в Польшу за грузом. Прошел пункт пропуска за полчаса. Таможенники проверили документы и оформили за 5 минут. Все быстро и четко.
Если будет достигнуто существенное сокращение времени прохождения границы большегрузными автомобилями, после завершения эксперимента 1 сентября некоторые функции пограничной службы, скорее всего, таможенники будут выполнять и дальше. Подобная практика существует в Евросоюзе — в частности, у коллег из Финляндии, опыт которых был изучен Государственным таможенным комитетом.
Фото БЕЛТА