Специализированные комплексы по выращиванию и откорму КРС терпят бедствие

На грани выживания и уже за ней

Специализированные комплексы по выращиванию и откорму КРС терпят бедствие. Кто им поможет?
ПРОИЗВОДСТВО говядины в прошлом году упало на 10,5 процента — до 184,1 тысячи тонн, в январе—феврале по сравнению с тем же периодом прошлого года оно уменьшилось еще на 12,8 процента. Экономика процесса всегда хромала на обе ноги. Нерентабельная говядина — притча во языцех для наших хозяйств. И хотя специалисты утверждают, что основное условие для рентабельного выращивания бычков — специализация, из 89 специализированных откормочников, где используются современные средства механизации и эффективные системы кормления, только единицам удавалось достигать оптимальной рентабельности. За последний год и они оказались на грани выживания. Или уже за гранью?


Фото: yarovoe-lo.com

Например, на откормочнике РСУП «Совхоз «Слуцк», на котором содержится до пяти тысяч голов, в лучшие годы рентабельность колебалась от 5 до 30 процентов. Два с лишним десятка лет здесь получали почти килограммовый среднесуточный привес при расходе не более 6,8 кормовой единицы на центнер привеса. Теория и практика показывают, что это оптимальные показатели, которые позволяют работать с рентабельностью свыше 10 процентов. 

Еще пару-тройку лет назад и комплекс «Черничное» в ОАО «Старица-Агро», что на Копыльщине, занимал первое место в республике по среднесуточным привесам КРС — более килограмма, рентабельность доходила до 30 процентов. Сегодняшняя экономическая эффективность комплекса ниже нуля. Причем здесь держались, как говорится, до последнего. Рентабельность в 2011 году — 34 процента, в 2012 году — 5, в 2013-м — около 3, в прошлом — минус 3,9. В первом квартале нынешнего года — минус 14—15 процентов. Откуда такой «стабильный» спад? Что съедает экономику хозяйства?

Основные затраты в структуре себестоимости выращивания и откорма КРС стоимость кормов — до 70 процентов. Сегодня для производства килограмма говядины в среднем по стране затрачивается около 10—13 кормовых единиц. На комплексах совхоза «Слуцк» и «Старицы-Агро» расход корма не превышает 6—7: из 89 специализированных откормочников хорошо если десять добиваются такого показателя. Причем в «Старице-Агро» покупают только стартовый комбикорм для маленьких телят, для всех других групп скота корма готовят сами. Казалось бы, оптимальный их расход должен снижать себестоимость килограмма говядины и стимулировать рентабельность, а она все падает и падает.

Скажем прямо: не повезло производителям говядины. Если производству молока уделяется самое пристальное внимание, жестко отслеживается выращивание свинины, то про говядину, похоже, забыли. Закупочные цены по первым двум позициям растут по несколько раз в год, стимулируя производителя, а на говядину в последний раз их поднимали в 2012 году. 

Снижайте себестоимость, требуют от сельхозпроизводителя. На комплексе «Черничное» имеют горячее желание это сделать, но нет реальной возможности. Задача в заданных условиях в принципе нерешаема. При стоящих намертво в течение почти трех лет закупочных ценах бензин только в прошлом году подорожал на 34 процента, дизельное топливо — на 31, биотопливо — на 30, электроэнергия — на 20 процентов. Перечень, в который входят удобрения, ветпрепарты и тому подобное, можно продолжать. 

В результате получается: если в 2013 году при себестоимости килограмма говядины 17,5 тысячи рублей ее продавали по 19,5 тысячи, то в прошлом при себестоимости почти в 20 тысяч цена реализации составила только 17,8 тысячи рублей. Чистый убыток. 

А проблема ведь не только с ценой, но и с реализацией. Мясокомбинаты в последнее время не спешат брать говядину. Если еще в первом полугодии прошлого года скот без проблем сдавали до 10 числа, то сегодня имеет место почти месячная передержка скота, растут затраты на его содержание, а за уже принятый рассчитываются с хозяйством спустя месяц-два. 

— Ежемесячно мы продаем 200 тонн Слуцкому, Борисовскому и Минскому мясокомбинатам, — рассказывает заместитель директора по животноводству ОАО «Старица-Агро» Руслан Андриянец. — На сегодня Борисовский мясокомбинат должен 2,5 миллиарда рублей, в целом нам должны более 4 миллиардов, стабильно переходящих на следующий месяц. 

В хозяйствах, выращивающих говядину, как-то замалчивают и еще одну проблему. Мясокомбинаты, пользуясь тем, что комплексы «привязаны» к ним, снижают рекомендованные Минсельхозпродом три (!) года назад цены процентов на десять. Логика проста: не нравится — оставь свою говядину себе. Фокус, если кто не знает, здесь в том, что самостоятельно реализовывать продукцию хозяйство не имеет права.

С одной стороны, понятна позиция мясокомбинатов, которые под завязку забиты продукцией, не могут своевременно продать ее ни на внутреннем, ни на внешнем рынках. Из-за этого одно время вообще прием скота приостановили. Но это проблема работы отделов сбыта комбинатов, которые так и будут сидеть на своих запасах. В то время как в России, основном импортере белорусского мяса, с момента введения продовольственного эмбарго говядина подорожала больше всего. Более того, рост ее производства в Российской Федерации в долгосрочной перспективе маловероятен. В стране приняты программы по развитию свиноводства и птицеводства, отрасли развиваются неплохими темпами, и наша соседка намерена насыщать свои рынки свининой и мясом птицы самостоятельно. С говядиной совершенно иная ситуация. Похоже, в России «час буйвола» может сменить «час быка». В мясном рационе россиян намечаются изменения — Индия начинает поставки мяса буйволов. Вот бы нашим производителям таким шансом воспользоваться! При условии, естественно, рентабельности производства. 

Так спросим прямо: кто поймет и поддержит крестьянина, который не по своей воле оказался заложником непростой ситуации, когда о прибыли и рентабельности приходится разве что мечтать? Или все же проще утверждать огульно, что крестьяне работают неэффективно, не задаваясь вопросом, откуда же ее взять, эту эффективность, в таких условиях?

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter