На грани выбора

Об онлайн–торговле

Время от времени хожу за покупками в Интернет. Удобно! На прилавках–сайтах полная информация о товаре. Не приходится вчитываться в мелкий шрифт этикеток и наклеек, чтобы узнать, скажем, технические характеристики фотоаппарата. По соседству — отзывы покупателей. Да и сотрудники интернет–магазинов работают оперативно. Никуда не надо ехать, зашел на сайт, сделал выбор, позвонил — и уже через пару часов прыткий курьер ждет возле твоего подъезда.


Сколько человек пользуются услугами онлайн–торговли? Немало, судя по тому, что с 2006 года официально зарегистрированных интернет–магазинов стало вдвое больше — около 900. По разным данным, их товарооборот составляет от 8 до 70 миллионов долларов в месяц! Стало быть, бизнес успешно развивается?


Привлекают, конечно, низкие цены. Это, пожалуй, определяющий фактор для покупателя. В последний раз решил покупать мобильник именно через интернет–магазин, поскольку не хотел переплачивать в обычном торговом центре 205 тысяч рублей за точно такую же трубку. Правда, подсунули зарядное устройство совсем другого стандарта. Вроде бы мелочь: купить переходник — и делов. А неприятно! Можно было хотя бы предупредить заранее.


Решил позвонить менеджеру интернет–магазина.


— Но это же оригинал! — попытался защититься тот.


— А если я бы расплатился китайскими юанями... Было бы действительно оригинально. Но вас бы это устроило? — спрашиваю.


В трубке повисло молчание. Чек я тоже получить не смог, оказывается, с квитком телефон обошелся бы мне на 50 у.е. дороже. Нужно ли говорить, что, по сути, я приобрел «бесправный» мобильник. Скорее всего, он попал к нам из России или Украины нелегальным путем, соответственно налоги за него не уплачены. Неприятно...


Но волнует ли это обычного потребителя? Ведь он готов терпеть определенные неудобства, пока разница в цене между «серым» и «белым» телефонами слишком велика. Мы вынуждены соглашаться на гарантию сервисного центра с сомнительной репутацией, переходники другого стандарта и пр.


Все это чем–то напоминает 1990–е, когда было несколько курсов валют: официальный, не отвечавший реальному спросу и предложению, банковский (но купить у.е. в обменниках было невозможно, а продавать — невыгодно) и уличный. «Доллары, марочки, российские рубли», — наверное, слышалось бы еще долго на каждом углу, если бы не был сформирован курс национальной валюты на основе рыночных спроса и предложения. Вскоре после этого менялы исчезли.


Нынешняя ситуация с мобильниками кажется похожей: есть две цены —«белая» и «серая». Чем дороже телефон — тем больше разница. Салоны связи и рады бы снизить цены, а интернет–магазины — работать легально, установил я из разговоров с участниками рынка. Но очень сдерживают таможенные пошлины и налог на продажу. Сейчас, по оценкам, два мобильника из трех продаются нелегально, то есть без уплаты налогов и таможенных пошлин.


Сколько денег идет в обход казны! Да, в сводках едва ли не каждую неделю читаешь: задержана очередная партия контрабандных телефонов. А налоговики за первые полгода при проверках интернет–магазинов выявили более 170 нарушений законодательства. Сейчас много говорят о разработке законопроекта, который призван выставить преграду для «серого» импорта. Собираются создать специальную базу, куда внесут IMEI (идентификационный номер телефона) импортируемых в страну трубок. После принятия законопроекта всякий, кто ввезет в Беларусь сотовый, должен будет внести IMEI в базу. А те, кто привез для себя телефон из–за границы, — зарегистрировать идентификационный номер, правда, за отдельную плату. Иначе операторы связи откажут в своих услугах.


Однако не будет ли это очередной полумерой? И не пострадают ли добросовестные абоненты? По мнению главного редактора информационно–аналитического сайта о мобильных технологиях onliner.by Виталия Шуравко, требование регистрировать IMEI может привести к значительным злоупотреблениям, к примеру, попыткам «перебить» идентификационный номер. В результате расцветет «черный» рынок нелегальных услуг. Ситуация быстро выйдет из–под контроля, поскольку тут же найдется немало специалистов, желающих помочь в изменении IMEI. Запретительными мерами на фоне большой разницы в стоимости «серых» и «белых» телефонов невозможно будет решить проблему непоступления средств в государственный бюджет, наоборот, сфера продаж мобильных телефонов рискует стать криминализированной. Впрочем, беспокоиться пока рано. Окончательная судьба законопроекта еще не известна, рассказали мне в Министерстве торговли.


...И все же думается, что «серый» поток не иссякнет, пока не будут созданы благоприятные экономические условия. Как исправить ситуацию? «Наиболее эффективный способ — принятие мер по дебюрократизации ввоза, таможенного оформления и сертификации телефонов, — считает Виталий Шуравко. — В случае создания максимально понятных правил игры для импортеров телефонов, снижения налогов, как это было сделано в России, понятие «серый» рынок» станет неактуальным. У импортеров не будет соблазна ввозить партии телефонов нелегально. В результате, как опять же показывает российский опыт, налоговые поступления за счет увеличения легальных объемов импорта значительно вырастут, а потребитель будет защищен настоящей заводской гарантией производителя».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter