На грани пола

Попытка осмысления одного дорожного парадокса
Попытка осмысления одного дорожного парадокса

Полку нарушителей–автомобилистов прибыло. Похоже, к лихачам и дорожным наглецам добавился еще один антигерой. «Блондинка за рулем» (как собирательный образ автолюбительницы–неумехи из анекдотов) может не только испортить настроение на дороге, но и сломать привычный уклад жизни своей и чужой семьи. Целая серия жутких автокатастроф нынче произошла на дорогах. За рулем попавших в аварию машин были дамы. Закономерность или нелепое совпадение?..

Увы, статистика неумолима. В ДТП «туфельки» в последнее время стали попадать намного чаще. Автокатастрофы страшные, безрассудные, необъяснимые... Печальные данные привели мне сотрудницы пресс–службы УГАИ МВД (весьма показательно: первыми тревогу забили сами женщины!). С января по октябрь по вине автолюбительниц произошло 362 аварии с тяжелыми последствиями (против 304 за аналогичный период прошлого года), погибли 70 человек, а на больничных койках оказались 447.

Виновницы будто делали все вопреки правилам: устраивали гонки на городских улицах, выезжали на встречную полосу, опережали «медлительные» авто по обочине. Впрочем, некоторые, судя по всему, никогда ПДД толком и не открывали. Два месяца назад в Лепельском районе девушка села за руль БМВ без прав! Итог? Машина — в кювете, автомобилистка погибла, а парень–пассажир получил увечья. Другая автолюбительница на «Мерседесе», сбив пешехода в Берестовицком районе, трусливо уехала с места аварии. Через полтора часа ее задержали аж в Волковыске! Из–за самоуверенности очередной «бесправной» барышни погибла семейная пара в Воложинском районе. Перечисление скорбных фактов, к сожалению, можно продолжить...

Начиная с 1999 года кривая графика ДТП, совершенных по вине женщин–водителей, резко взмыла вверх (впрочем, сразу оговорюсь: мужчины попадают в аварии намного чаще). Удивительно другое! Сумасбродство за рулем ведь никогда не было свойственно представительницам слабой половины человечества.

Хорошо известно, что женщины более осторожны по своей природе. Призвав на помощь все внимание, они аккуратно поворачивают на сложном перекрестке и заранее притормаживают перед «зеброй», издалека завидев пешехода. Дисциплинированность на дорогах легко объяснить с точки зрения психологии: у женщин лучше развито чувство самосохранения. Зато сознательные нарушения со стороны мужчин–автомобилистов давно никого не удивляют. Почему же мы возмущаемся, когда женщина показывает вместо правого «поворотника» левый? Ничего странного! Любая ошибка «туфельки» заметна, машина нарушительницы сразу выделяется в плотном автомобильном потоке...

Но разве имеет значение, управляет машиной молоденькая студентка или дяденька средних лет? Умно ли вообще разделять аварии на «мужские» и «женские»? Правила дорожного движения не делают снисхождения водителям в зависимости от пола. Да и водительские права все получали на одних условиях. На равных крутили баранку, выписывали виражи на учебной площадке, вместе зубрили ПДД... Однако коль нет разницы, чем тогда объяснить резкий всплеск именно «женских» аварий?

Попробуем разобраться. Можно, конечно, все списать на увеличение количества автомобилисток. В автошколах курсанток сейчас заметно больше, чем курсантов. А в прошлом году водительские удостоверения получили 386.100 представительниц прекрасной половины человечества (для сравнения: мужчин почти в четыре раза больше — 1.509.149). Ан нет! Не все так просто...

Может, слабой половине человечества просто физически тяжело управлять машиной? Опять–таки неправда. Много вы видели женщин за рулем «копеек» (при управлении которыми нужно прилагать воистину богатырские усилия)? Зато большинство популярных сейчас машин напичкано удобными опциями: начиная от гидроусилителя, заканчивая GPS–навигацией. Теперь рулить, к примеру, на пятилетней «Тойоте» не сложнее, чем делать макияж.

Тогда, вероятно, дело в автошколах? Но учебные программы ничем не отличаются. А из рассказов инструкторов по вождению я установил: практически всех курсанток отличают прилежание и дисциплинированность, они не в пример лучше мужчин знают правила. Им, правда, куда сложнее найти общий язык с техникой. Худо–бедно на учебной площадке через несколько занятий выучат пару–тройку маневров. А вот на дороге в самый ответственный момент могут растеряться и даже бросить руль.

— Однажды молоденькая курсантка на оживленном перекрестке поворачивала налево и вдруг впала в ступор, — вспоминает инструктор по вождению автошколы при БНТУ Олег Пекарский. — В последний момент я еле успел вывернуть руль... Отчасти из–за невнимательности ученицы могут не пропустить пешехода или проехать на красный. Причем спустя несколько минут повторяют те же ошибки. В экстремальной ситуации вместо того, чтобы давить на педаль тормоза, вдруг руками закрывают глаза.

Впрочем, уверенность приходит с опытом, а поначалу авто многих новичков получают вмятины и царапины. Порой случаются нелепые, нелогичные аварии. Как–то на минской улице Немиге дама на БМВ с автоматической коробкой передач перепутала две педали и протаранила забор. Автомобилистка опомнилась лишь на тротуаре. Обошлось без травм: ни малыш–пассажир, ни она сама не пострадали.

По словам психологов, иногда женщинам сложнее ориентироваться на дороге. К примеру, они запоминают маршрут не по карте, а, скорее, по окружающему пейзажу. У мужчин же лучше развито пространственное мышление. Зато если они потеряются, то ни за что не признают ошибку, а будут до–о–олго плутать по проселочным дорогам. В то же время ученые Брэдфордского университета уверяют, что женский гормон эстроген заставляет активизироваться лобную долю мозга, которая отвечает за внимание. То есть представительницам слабой половины человечества во время вождения легче переключать внимание с одного раздражителя на другой... Однако оставим научные споры для академиков, а лучше обратимся к мнению водителей–профессионалов экстра–класса.

— По опыту своих учениц скажу, что женщинам сложнее воспринимать сразу много объектов на дороге, — делится наблюдениями руководитель высшей школы водительского мастерства Сергей Овчинников. — Распознать знаки, разметку и предугадать маневры машины из соседней полосы очень непросто. Случается, дам подводит реакция, а вдобавок могут некстати отвлечься от дороги.

Так было около месяца назад в Осиповичском районе. Молодая владелица «Крайслера» повернулась буквально на несколько секунд, успокаивая расшалившихся сынишек. Этого хватило, чтобы потерять контроль над мощной, тяжелой и скоростной машиной. «Крайслер» повело вправо, автомобилистка попыталась исправить положение. Увы, безуспешно. Шоссе ушло из–под колес. Автомобиль вылетел в кювет, где несколько раз перевернулся. К сожалению, погиб трехлетний малыш...

Водителю, увы, не хватило опыта. Пожалуй, типичная ошибка молодого водителя, почувствовавшего себя уверенно за рулем. А вот опытный шофер смог бы предсказать аварийную ситуацию и безболезненно избежать ее. Не буду рассуждать об особенностях женской психологии. Думается, дело вовсе не в этом. Пока листал сводки ГАИ, обратил внимание на странную тенденцию: виновницы жутких «женских» аварий — сплошь автолюбительницы до 35 лет.

По сути, в последние годы сформировалась целая категория неважных водительниц. Они словно не держали книжку с ПДД в руках, а резковатое поведение за рулем переняли у кого-то... Дамы преимущественно на дорогих и мощных машинах перестраиваются без «поворотников», превышают скорость, подрезают. А когда другие водители справедливо выказывают недовольство, могут и послать... Именно они и попадают чаще других автомобилисток в аварии. Опыта в управлении мощной БМВ или «Лексусом» маловато, зато амбиций не занимать. Обычно первая же авария, в которую они попадают по собственной вине, — с серьезными последствиями и жертвами.

Так что при всем почтении к дамам за рулем скажу, что, может, первое время, особенно после получения прав, стоит попрактиковаться на небольшой машине? Так сказать, почувствовать настроение дороги... И эти строки не «мужской шовинизм», а желание видеть дам за рулем в безопасности и, вообще, — в полном ажуре.

Типичные «женские» ошибки при вождении:

иногда путают «поворотники»;

плохо ориентируются при парковке задним ходом;

не учитывают изменения погоды и покрытие дороги;

в экстренной ситуации, растерявшись, могут бросить руль;

носят обувь на высоком каблуке, которая может зацепиться за коврик;

частенько отвлекаются на посторонние вещи (автомагнитолу, курение или разговоры по мобильнику).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter