На графских развалинах

Побываешь в Рацево однажды и захочешь приезжать туда снова и снова...

Говорят, в позапрошлом веке владелец этих земель граф Тишкевич-Замойский не один десяток верст исколесил, пока подыскал подходящее место для своего имения. Попав случайно в укромный уголок теперешнего Толочинского района, был поражен его удобным расположением и неброской красотой. Неподалеку проходил Екатерининский шлях на Могилев и дальше, на юг. Здесь река Яновка делала изгиб, напоминавший по форме подкову. Будто сами небеса благословили графа на такое открытие, и именно тут, в деревне Рацево, в XIX веке появилась усадьба, был заложен один из лучших парков.

Это место и сегодня поражает красотой и покоем. О Рацево знают в Швейцарии и Польше, Финляндии и Швеции, Германии и Чехии... Сюда периодически наведываются заядлые охотники из Европы. А в последнее время все чаще заглядывают и те, кого вовсе не интересует добыча зверя. Приезжают целыми семьями, чтобы подивиться великолепию здешних мест. Благо нашлись люди, которые приложили немало усилий, чтобы превратить развалины бывшего графского имения в привлекательный уголок Беларуси.  

В добрые руки

В 1994 году Радий Посредников возглавил Толочинское охотхозяйство. Пришел сюда не новичком: окончил Полоцкий лесной техникум, сельскохозяйственный институт, успел поработать и охотоведом, и начальником участка. Уже через четыре года Толочинское охотхозяйство стало победителем в республиканском соревновании, а его руководитель был признан лучшим директором БООР. Первую свою премию коллектив решил пустить в дело: купили коня, форменную одежду, прибор ночного видения, прожектор, диктофон, бинокли — все, что крайне необходимо в работе. 

И Радий Посредников, и его коллеги чувствовали себя тут не временщиками, а настоящими хозяевами и наследниками той красоты, которая когда-то была создана в имении. На графских развалинах практически начали создавать все заново. Своими руками построили в Рацево охотдачу, серьезно взялись за наведение порядка.

— В графском имении все было удобно, красиво и продумано до мелочей. Вот ступеньки к парадному крыльцу — дворец был повернут “лицом” к проходившему неподалеку Екатерининскому тракту, — показывает Радий Геннадьевич. — Сохранилась парадная, въездная аллея. Она была четырехрядная, и уже по этому можно судить о знатности и богатстве владельцев. Есть свидетельства, что в 1890 году тут работали канализация, водопровод и били фонтаны. Это озеро — рукотворное: ложе пруда вручную было выложено камнем. Два островка, беседки и  мостики — стараемся восстановить первоначальный вид...

В редком по красоте ландшафтном парке растет более 30 видов деревьев. Обширные поляны чередуются с отдельными группами дубов, лип, вязов, кленов... На гостевой поляне сохранилась сосна Веймутова, ее не смогла победить даже грозовая стихия. Уникальный березовый шлях в лесу.  Встречаются ясень пенсильванский, черный орех, клен серебристый, гладкий пробковый вяз. Удивляют дубы с круглыми желудями и абсолютно не колючие ели. Одно из старых деревьев местные жители называют общежитием: на нем живут и совы, и скворцы, и летучие мыши...
— В каком виде все это досталось нам, сегодня вы уже и не представите, — продолжает экскурсию Радий Посредников. — Вычистили пруд аж до самого булыжникового дна, вывезли на поля 10 тысяч тонн сапропеля! В одном старом поместье на Шкловщине отыскали деревья-самосейки и вместо усыхающих посадили уже более ста новых таких же видов. Профессор Анатолий Федорук, большой специалист по садово-парковому дизайну, знаток всех старинных помещичьих усадеб в Беларуси и прилегающих областях России, фактически стал моим учителем. В первый же приезд сказал: “Береги, Радий, этот парк, таких на земле осталось немного...” Он же меня и научил: пострадало дерево от молнии или просто усыхать стало от старости — посади вместо него точно такое же. Постоянно следуем его советам. Анатолий Тарасович много сил прилагает, чтобы Рацевский парк вошел в число известных памятников природы — таких, как парки в Несвиже, Кобрине, Бресте, Гомеле...

Рассказывают, и дворец графа был редким по красоте. Даже охваченные революционным порывом крестьяне не разорили поместье. А вот немцы не пощадили — в 1944-м сожгли и усадьбу, и всю деревню, чудом уцелел только один дом в Рацево. Не давали покоя оккупантам партизаны — в здешних лесах действовала прославленная бригада “Чекист”, вот фашисты и мстили, как могли...

story2.jpg   Рацевское притяжение

65-летний представитель известного рода автомобильных магнатов Иохан фон Вартбург — страстный охотник. Бывал в Северной Америке, Африке, Восточной Европе. Причем дважды в одно место ездить не любит. Но когда в 2002 году попал в Рацево, был буквально покорен и красотой белорусской природы, и богатством ее лесов, а, главное, — гостеприимством, настоящей интеллигентностью и тонким душевным складом хозяев охотничьей дачи Радия и Людмилы Посредниковых. Еще бы: именно Радий Геннадьевич к приезду именитого в охотничьих кругах гостя разыскал в одном из российских изданий статью о его старинном роде. Родовому замку Вартбургов более двух тысяч лет.

Гость был тронут до глубины души. Правда, рассказал, что содержать огромное родовое поместье нынче наследникам уже не под силу, старинный замок передали государству, и по решению властей там будет музей.

С тех пор Иохан уже на раз бывал в Рацево. Преодолевает для этого более двух тысяч километров. Привлекает его здешняя охота на кабанов. Говорит, что если бы своими глазами не увидел такое количество лесных зверей, никогда бы не позволил себе отстрелить кабана: в природе существует баланс, который ни в коем случае нельзя нарушать. А еще Иохана, архитектора-дизайнера по профессии, пленила редкая красота старинного парка, где расположен гостевой домик.

Показательные охотхозяйства

На базе можно и замечательно отдохнуть, посидеть по-домашнему у камина, попариться в баньке. Это привлекает гостей со всех волостей, а охота становится прибыльным делом для района. Вырученные деньги идут на решение экологических проблем, налоги отчисляются в бюджет.
В стране принята и реализуется государственная программа развития охотничьих хозяйств на 2006—2015 годы. По итогам первых результатов уже определены передовики. Статус показательных в Витебской области присвоен Лепельскому и Толочинскому охотхозяйствам. Государственные преференции лучшим составили 160 миллионов рублей. Правда, толочинцам досталось всего 60 миллионов, хотя их угодья почти втрое больше лепельских.

— Мы купили трактор “МТЗ”, прицеп, плуг, косилку, восемь мотоциклов для егерей, — рассказал Радий Геннадьевич. — Для хозяйства это важное подспорье.

Здесь обслуживают 136 гектаров охотничьих угодий, заботятся о разнообразном лесном животном мире. Выращивают и заготавливают для зверей зерносмеси, тапинамбур, сладкий люпин, пелюшку. “Столовые” для зверей открыты на 37 подкормочных площадках. Лесная “ферма” огромная. А большое количество зверя создает предпосылки для удачной охоты без ущерба для воспроизведения звериного потомства. С Рацево активно сотрудничают несколько туроператоров, которые заключают договоры на охоту и отдых. Кстати, более половины дохода от охотничьего туризма в Витебской области дает Толочинский район. В Рацево понимают, как важно развивать охотничий туризм, и в любой момент готовы принять гостей.

Рацевский охотничий гостевой домик привлекает не какими-то излишествами или вычурностью, а домашней теплотой и приветливостью. Все это достигается благодаря энтузиазму Радия и Людмилы Посредниковых, которые преисполнены подлинной любовью к природе и родному краю.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter