Как и с кем Беларусь собирается наращивать торговлю в ближайшие 5 лет?

На горизонтах новых рынков

В условиях беспрецедентных внешних вызовов Беларуси удалось не только сохранить свои позиции, но и нарастить внешнеэкономический потенциал. К сожалению европейцев, мировой рынок не ограничивается пределами их стран — мы перераспределили экспортные потоки в другие государства, которые с удовольствием покупают нашу продукцию. По итогам прошлого года мы торговали со 176 странами. А к 2025 году планируем нарастить экспорт товаров и услуг более чем на 50 миллиардов долларов США.


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Как и прежде, для нас задачей номер один остается внешняя торговля. Мы небольшая, открытая страна с экспортно ориентированной экономикой. Без экспорта мы не выживем. Пусть вас не пугают западные так называемые секторальные санкции. На наши товары всегда есть спрос.

(20 июля 2021 года в ходе совещания по приоритетам внешней политики на современном этапе.)

Вектор роста 

Еще во время VI Всебелорусского народного собрания был определен главный вектор, по которому будет выстраиваться наша внешнеэкономическая деятельность на ближайшие пять лет — это качественный рост экспорта и его географическая диверсификация, повышение вклада интеграционных процессов в экономический рост. (Это нашло отражение в утвержденной Главой государства Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021—2025 годы.)


Так, помимо того, что мы не допускаем снижения присутствия на традиционных рынках сбыта, Беларусь развивает многовекторность внешней торговли. То есть наращивает объемы поставляемых товаров в КНР, ЕС, США и страны дальней дуги — в Азию, Латинскую Америку, Африку, осваивая новые ниши мирового рынка. 


Современный мир не ограничивается лишь странами Европейского союза — он гораздо шире. Китай, Индия, Пакистан, Вьетнам, Турция, с которыми у Беларуси добрые отношения, равно как и с целым рядом государств в Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке — в сотрудничестве с этими странами кроется огромный потенциал и безграничные возможности, считает член Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Национального собрания Светлана Горваль: 

— Диверсификация национального экспорта — главная цель устойчивого развития Беларуси в области внешнеэкономической деятельности. В ближайшие пять лет приоритетное внимание будет уделяться развитию взаимовыгодной экономической интеграции в рамках Союзного государства, ­­ЕАЭС и СНГ. 

Интеграция в рамках Союзного государства — это новые экономические возможности для двух стран: единый рынок товаров и услуг, равные условия для трудовых ресурсов, создание совместных ­научно-технических кластеров, ориентированных на выпуск конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью. А принятие союзных программ делает экономику наших стран практически неуязвимой. 
Думаю, что их реализация в будущем позволит получить ощутимый эффект.


Кроме того, по мнению Светланы Горваль, Беларуси следует наращивать всестороннее сотрудничество и с Китаем, укреплять позиции как важного транспортного узла на новом Шелковом пути. Число резидентов индустриального парка «Великий камень» растет, однако реальные объемы производства там пока не очень велики, стоит задача задействовать весь потенциал. 

— Мы планируем наращивать экспорт и в страны дальней дуги. Сейчас в азиатском, латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах активно совершенствуются условия ведения торговли и делового сотрудничества.

Ставка на эффективность 

В МИД Беларуси подчеркивают:

— Отрадно, что в прошедшей пятилетке увеличение экспортных поставок обеспечено практически по всем отраслевым товарным группам. Так, экспорт продукции деревообработки возрос в 2,2 раза, продукции машиностроения — в 1,5 раза. Более чем на треть увеличился экспорт продовольственных и сельскохозяйственных товаров, продукции легкой промышленности. 



Принципиально важно то, что за счет продукции с более высокой добавленной стоимостью товарная структура белорусского экспорта претерпела качественные изменения.
Программой социально-экономического развития страны на будущую пятилетку определен основной индикатор диверсификации товарной структуры экспорта — рост доли высокотехнологичных товаров до уровня не менее 5 процентов в общем объеме экспорта. 

Достижение указанной цели будет реализовано путем ускоренного развития высокотехнологичных производств, в том числе с участием иностранных партнеров. Планируется активно задействовать потенциал индустриального парка «Великий камень» в качестве центра по производству новых высокотехнологичных товаров.
Во внешнеполитическом ведомстве добавляют, что дополнительный акцент будет сделан на повышении эффективности использования финансовых и нефинансовых инструментов поддержки экспорта, упрощении и гибкости процедур их предоставления, обеспечении равного доступа к ним всех субъектов хозяйствования, особенно малого и среднего бизнеса.
Для комплексного сопровождения экспортной деятельности белорусских производителей товаров и услуг предусматривается создание специализированной структуры — Агентства внешнеэкономической деятельности. В основу его работы будет заложен принцип «Одно окно внешнеэкономической деятельности Беларуси». 

Кроме того, планируется создание многоязычной цифровой экспортной площадки белорусских товаров с широким охватом участников и иностранных пользователей.

 
­ЦИФРА

Кстати, даже с учетом глобального кризиса и изменения структуры мировой торговли, вызванными пандемией, экспорт белорусских товаров и услуг в 2020 году вырос на 13,2 процента к уровню 2015 года. 

По информации Министерства иностранных дел Беларуси, прирост обеспечен за счет наращивания объема промышленного производства и ускоренного развития IT-сферы и других секторов услуг. 

Физические объемы экспорта товаров возросли на 9,4 процента. 

Экспорт услуг увеличился на 31,4 процента, а его доля в общем объеме экспорта — на 3,3 процентного пункта до 23,6 процента.

Помимо того, что мы не допускаем снижения присутствия на традиционных рынках сбыта, Беларусь развивает многовекторность внешней торговли. То есть наращивает объемы поставляемых товаров в КНР, ЕС, США и страны дальней дуги — в Азию, Латинскую Америку, Африку, осваивая новые ниши мирового рынка.

           
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter