На год пишем, два — в уме

Отныне   при   планировании   бюджета   депутатам придется   заглядывать   на   несколько   лет   вперед

Отныне   при   планировании   бюджета   депутатам придется   заглядывать   на   несколько   лет   вперед

В рачительной семье расходы  планируют чуть ли не на десять лет вперед. Обычно супруги прикидывают, в каком году они обновят интерьер, смогут позволить себе ремонт или соберут на новую машину… Жизнь, богатая неожиданностями, конечно, вносит свои коррективы в эти планы, но если расставлены даты будущих приобретений, появляется дополнительный стимул их осуществить. Вскоре по такому же принципу будет формироваться и государственный бюджет. Главный финансовый документ утверждать будут на год, но планировать – еще на два вперед.

Как отмечает Сергей Киселев, председатель комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике Палаты представителей Национального собрания, с нынешнего года в Беларуси подходы к планированию бюджета изменятся кардинальным образом. После того как проект-2009 будет вынесен на рассмотрение белорусского парламента в сентябре, депутаты займутся формированием основных параметров социально-экономической политики государства на 2010—2011 годы. «Думаю, что многолетнему планированию поспособствует и проект Бюджетного кодекса, который был принят в первом чтении в декабре 2007 года. В настоящий момент проводится работа по его доработке ко второму чтению на весенней сессии, и, скорее всего, он вступит в силу с января 2009 года. Одним из положений этого документа как раз и предусмотрено перспективное планирование бюджета на 2—3 года вперед», — пояснил депутат.

Специалисты отмечают, что строить планы на среднесрочную перспективу в Беларуси вполне возможно: в последние годы расчет бюджетных позиций во многом сводился к индексации прошлогоднего варианта с учетом инфляции и ряда других изменений. А в условиях определенной стабильности можно себе позволить немного расширить горизонты для того, чтобы заглянуть в будущее. К переменам стратегии планирования депутатов подтолкнул и опыт ближайших соседей, в первую очередь России. Начиная с текущего года бюджет нашего восточного соседа будет рассчитываться не на один, а на 3 года.

Белорусские парламентарии на столь радикальный шаг пока не решились, сделав нормой двухлетний срок. При этом особо указывается, что риски составления бюджета на трехлетку очень велики из-за сложности прогнозирования в условиях зависимости экономики от нефтегазового сектора. И действительно, если в случае несовпадения расходной части бюджета с прогнозом россиянам достаточно чуть больше «приоткрыть вентиль», то белорусам устранять «прорехи» будет гораздо сложнее.

Что же касается бюджета на текущий год, то, как отмечают парламентарии, впервые за последние годы состоялось увеличение его дефицита. Если ранее этот показатель составлял 1,5 % от ВВП, то в этом году увеличен до 1,9 %. «В будущем в бюджете будет удерживаться прежний уровень дефицита, хотя не будем исключать возможности довести его до 2 %. Это нормальная величина: в мировой практике этот показатель выдерживается на уровне 2—3 %. Важно, что деньги идут не на «проедание», а на созидание: на развитие национальной экономики», — указал Сергей Киселев.

Предусмотрено, что из расходной части бюджета-2008 около 12 трлн. рублей направится на финансирование экономики, в том числе 5,6 трлн. уйдут на поддержание промышленности и энергетики, 3,6 трлн. — на программы, связанные с возрождением села, а 2,6 трлн. — на финансирование транспорта и связи. При этом разработчики бюджета указали, что, несмотря на трудности, как и прежде, он считается социально направленным. Общей сложностью из 50,2 трлн. расходов консолидированного бюджета около 30 трлн. (или 61 %) будут потрачены на социальную сферу: образование, культуру, выплаты пенсий, пособий, стипендий и др.

Как отмечают специалисты Министерства финансов, в этом году в бюджете запланирован немалый процент роста заработных плат. В бюджетной сфере в среднем она возрастет на 12 % и к концу 2008 года составит 770—780 тыс. рублей ($ 345). На 16 % вырастут государственные расходы на здравоохранение (до 4,9 трлн. рублей), такой же рост и в статье расходов на образование (6,3 трлн. рублей). Не менее затратными в этом году окажутся физкультура и спорт — подготовка атлетов к Олимпийским играм в Пекине потребовала дополнительного выделения из бюджета 50 млрд. рублей. 

После вступления в силу Указа «О государственных социальных льготах, правах  и гарантиях для отдельных категорий граждан» в белорусской «копилке» высвободились 168 млрд. рублей, которые решено направить на реализацию государственных программ, а также адресную поддержку отдельных категорий граждан и на ликвидацию последствий на ЧАЭС. Парламентарии отмечают, что господдержка усилится в сегменте жилищного строительства. Благодаря льготному кредитованию планируется построить 162 тыс. кв. м жилья только для многодетных семей.

Впервые в бюджете Беларуси на 2008 год предусмотрены субсидии для энергетики в размере 594 млрд. рублей. Как отмечает начальник Главного управления бюджетной политики Министерства финансов Максим Ермолович, эта сумма компенсирует потери предприятий Минэнерго от сдерживания тарифов. В прошлом году предприятия отчисляли 3 % средств от себестоимости электроэнергии в инновационный фонд Минэнерго, которые затем направлялись на финансирование инвестиционных программ. В нынешнем году, с учетом роста цен на газ, такую высокую ставку предприятия вряд ли смогли бы осилить. Поэтому ставку снизили до 1 %. «Инновационный фонд Минэнерго в этом году недополучит около 600 млрд. рублей, а ведь за его счет финансируется много проектов, в том числе внедрение силовых установок в агрогородках, строительство сетей электроснабжения для социальных объектов. Недостачу средств на эти расходы и будет финансировать республиканский бюджет», — пояснил Максим Ермолович.

Как отмечают специалисты Минфина, в структуре доходной части республиканского консолидированного бюджета по-прежнему наибольший удельный вес занимают НДС (25 %), доходы от внешнеэкономической деятельности (17 %), прежде всего связанные с ввозными пошлинами на нефтепродукты, а также налог на прибыль (13 %), акцизные поступления (10 %) и подоходный налог (10 %).

Кстати, в прошлом году специалисты отметили беспрецедентное снижение налоговой нагрузки в 0,9 % ВВП — 976 млрд. рублей. Прежде всего за счет отмены налога с пользователей автомобильных дорог и ряда сборов.

Известны и первые итоги по исполнению бюджета 2007 года. Как пояснил начальник Главного управления методологии, налогообложения, организации Министерства по налогам и сборам Беларуси Евгений Герштейн, ожидаемая задолженность по доходам консолидированного бюджета составит около 0,4—0,5 %. «Это существенно меньше, чем было в последние годы. Перед нашим министерством стояла задача не превысить 1 %. Задолженность по итогам 2006 года составила 0,8 %», — сказал специалист.

----------------------------

Бюджет-«многолетник»

Многолетнее бюджетное планирование (МБП) практикуется во многих развитых странах. Например, в Германии, Англии, Австрии, Канаде, Австралии, Великобритании, США этот принцип эффективно внедрен в практику. Его главное достоинство — возможность на несколько лет вперед просчитать варианты бюджетной и налоговой политики, показать, какими могут быть доходы и расходы государства в ближайшие годы, спрогнозировать госдолг и расходы на его обслуживание. Кроме того, такое планирование дает возможность каждому ведомству заранее знать объемы финансирования. Например, нынешняя белорусская система не позволяет министерствам и  бюджетным организациям эффективно вести рассчитанное на несколько лет строительство объектов: оно не может получить деньги на 2—3 года вперед и самостоятельно перераспределять расходы, как того требует меняющаяся ситуация. Как следствие, ведомство при представлении заявок на финансирование на будущий год озабочено тем, чтобы денег дали не меньше, чем в прошлом году. При этом ожидаемые результаты по эффективности расходов зачастую даже не формулируются.

Между тем, например, в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и Великобритании многолетний финансовый план используется главным образом для усиления прозрачности и эффективности распределения бюджетных денег. А в Германии — еще и для достижения стратегических целей налоговой политики.

Интересно, что во многих странах многолетний бюджет является «плавающим»: одновременно с бюджетом на следующий год в парламенты на утверждение направляются расчеты на последующие годы (как правило, 3—5 лет). Скажем, если в этом году будет принят бюджет на 2009—2011 годы, то в следующем — на 2010—2012 годы. Это позволяет корректировать главный финансовый документ государства. Такое планирование довольно эффективно, поскольку гарантирует бюджетополучателям стабильное, финансирование долгосрочных программ.

Прогнозы на несколько лет вперед — тонкая материя, особенно в том, что касается будущих доходов. Министерство финансов Австрии, к примеру, готовит ряд среднесрочных оценок, но они ежегодно корректируются. А в Германии прогнозные показатели закладываются в многолетний бюджет, но обновляются ежеквартально. Точность здесь важна. Например, в Австралии и Новой Зеландии многолетние прогнозы доходов сравниваются с многолетними оценками расходов. Это позволяет заранее обнаружить угрозу серьезного дефицита.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter