Завершается реконструкция Пушкинского моста

На фоне Пушкинского снимется семейство

Завершается самая грандиозная могилевская стройка - реконструкция Пушкинского моста
В эти дни могилевчане с нетерпением поглядывают в сторону Пушкинского моста, который связывает центр города с крупным промышленным районом Заднепровья. Вот–вот завершится его реконструкция — самая масштабная стройка последних двух лет в городе. Станет не только удобно, но и красиво. На въезде с обеих сторон моста установят скульптуры львов. Откроется подземный переход от площади Славы на улицу Большую Гражданскую. Стены перехода украсят 200 картин с видами города от древности до современности. В общем, смотри и радуйся!

Фото Ирины МЕНДЕЛЕВОЙ.

А сегодня на стройке, завершения которой с нетерпением ждут автомобилисты, велосипедисты и пешеходы, вовсю кипит работа. Внизу раскинулся целый строительный лагерь: вагончики, специальная техника. А вот и рабочие, укладывающие тротуарную плитку. Трудятся быстро, не отвлекаясь, видно, что торопятся. Незавершенность объекта выдают мелочи вроде фонарей с неподключенными, торчащими пучками проводами. По мосту в обе стороны движется транспорт. Ни здесь, ни на прилегающих улицах уже нет огромных пробок, как было еще совсем недавно.

Человек в спецовке — по виду мастер участка, наотрез отказывается назвать свои имя и фамилию. Дескать, не я здесь самый главный. Однако на вопросы отвечает охотно. Рассказывает, что он и его подчиненные — из управления «Дорсервис» дорожно–строительного треста № 3, предприятия–подрядчика. Какого числа мост будут сдавать в эксплуатацию, ему неизвестно, но укладывать плитку закончат со дня на день. Чтобы ускорить работы, трудились даже в субботу.

Стройка идет полным ходом не только наверху, но и в подземном переходе, где другая бригада рабочих завершает отделку стен декоративной плиткой. Подземный переход — не единственное усовершенствование, которое предусматривает проект реконструкции моста. Кстати, раньше вместо перехода неподалеку был неудобный висячий мостик.

Бетонные опоры моста через Днепр расширили и надежно укрепили. Примерно на 30 процентов увеличится его пропускная способность, количество полос движения возросло с двух до трех в каждом направлении. Ширина моста теперь 24 метра вместо прежних 18. Стали шире и тротуары, прилегающие участки трассы, появились велодорожки.

Фото Ирины МЕНДЕЛЕВОЙ.

Глядя на грандиозное сооружение, сегодня трудно поверить, что когда–то мост, вернее, его дальний «предок», был деревянным, на сваях. Его построили в 1860 году по проекту и под руководством известного российского инженера Николая Ястржембского, служившего на тот момент начальником ХI Могилевского округа путей сообщения. Мост был возведен по международным стандартам того времени и получил имя российского императора Александра I. В 1902 году конструкцию моста изменили, чтобы не мешал проходу по Днепру пароходов. Но на этом повороты в его непростой судьбе не закончились. В городе еще есть старожилы, которые помнят, как в годы Великой Отечественной войны мост — все еще деревянный — взрывали и восстанавливали попеременно войска советской и вражеской армий. Наконец, в 1959 году был построен железобетонный мост, который до прошлого года ни разу капитально не ремонтировался.

...Недавно перила обновленного моста украсили 118 медальонов с изображением герба Могилева и маски льва — 60 гербов и 58 «львов». Прежние, давно потерявшие вид медальоны были с серпом и молотом. Реставрировать их не стали — отлили новые, более подходящие по содержанию. Ведь главным украшением моста станут бронзовые львы. Разместить их здесь предложил председатель Могилевского горисполкома Владимир Цумарев.

Его идею развил и дополнил известный могилевский скульптор Андрей Воробьев. Он предложил сделать львов не из гранита, как предполагалось вначале, а отлить из бронзы — более «теплого» материала. Оказывается, скульптуры из гранита и дороже бронзовых, и не так долговечны, а главное — гранит не всегда позволяет мастеру воплотить в жизнь свои идеи. К примеру, на ноги гранитных львов не поставишь — когтистые опоры не выдержат мощного тяжелого туловища.

Фото  Артура  ПРУПАСА.

Воробьев был и автором идеи, и исполнителем также «львиных» медальонов. А вот и сам он идет по мосту мне навстречу явно в приподнятом настроении:

— Вот–вот скульптуры доставят из Минска, жду этого события с нетерпением. Два льва, которые будут смотреть в Заднепровье, выполнены в спокойных, лежачих позах. Два других, чьи взгляды устремятся к центру города, встанут на все четыре лапы, опираясь на шары. Тендер на литье наших бронзовых фигур выиграл минский скульптурный комбинат, он же предоставил нам помещение для лепки. Мне помогали еще трое скульпторов. Когда наши «цари зверей» займут наконец свои законные места, туристы смогут делать прекрасные снимки на их фоне.

Пока же строители наводят последний лоск — благоустраивают прилегающую территорию. Примечательно, что большинство зеленых насаждений — кустов, деревьев, — несмотря на масштабность стройки, удалось сохранить.

Напомним, реконструкция моста началась в июне прошлого года — вскоре после того, как несколько пролетов его ограждения рухнули в Днепр. Только чудом тогда никто не пострадал. Тротуар сразу закрыли для пешеходов.

Генподрядчик работ — филиал «Мостостроительное управление № 1 ОАО «Мостострой». Привлекались также около десятка предприятий–субподрядчиков. Бюджет реставрации моста — более 300 миллиардов неденоминированных рублей. Финансируется стройка на 80 процентов Банком развития и на 20 — из местного бюджета. Надо отдать должное мостостроевцам: на протяжении всего времени, пока шла реставрация, они старались доставлять как можно меньше неудобств автомобилистам. Полосы моста закрывались для проезда поочередно. Хоть и возникали большие пробки, но проехать по реставрируемому мосту почти всегда было возможно. Полностью его перекрывали лишь несколько раз совсем ненадолго — буквально на день–другой, причем всегда заранее сообщали об этом в местных средствах массовой информации. Лишь один раз на самом ответственном этапе стройки мост перекрыли на пять дней. Для могилевчан это стало тяжелым испытанием: многие по нескольку часов добирались на работу и обратно.





Кстати, за время строительства не обошлось без сенсации. Работая, строители наткнулись на фрагменты фундамента Троицкой церкви ХVIII — XIX веков. Доктор исторических наук, профессор Игорь Марзалюк так оценил ценность находки:

— Уникальность церкви в том, что она строилась в переходный период, в эпоху присоединения Могилева к Российской империи. Правда, возводилась еще в старой технике. Сейчас остатки фундамента законсервированы, к открытию моста их полностью музеефицируют: покроют бронестеклом с подсветкой. Позже планируется сверху установить макет — точную копию старой церкви.

А ведь еще недавно считалось, что остатки храма похоронены под асфальтом автомагистрали и навсегда утрачены. На протяжении всего времени, пока шла стройка, находка тщательно оберегалась. Строители, чтобы предохранить фрагменты от разрушения, даже укрепили насыпь, вблизи которой они расположены, подпорной стенкой из дикого камня.

В феврале прошлого года на мосту рухнуло несколько пролетов ограждения.
Тогда все задумались о необходимости очередной реконструкции.
Фото  источник



Директор филиала «Мостостроительное управление № 1 ОАО «Мостострой» Сергей Пичугов хоть и доволен ходом работ на объекте, не скрывает волнения:

— Сейчас, перед вводом моста в эксплуатацию, у нас один из самых ответственных, хотя, конечно, и не самых сложных этапов. Нужно все довести до ума, не упустить из виду ни одной мелочи, устранить недоделки. Работа очень кропотливая, но, уверен, мы справимся.

Кстати

Нуждаются в реставрации и другие мосты в Могилеве, о чем не раз говорилось на заседаниях местного горисполкома. К примеру, на реставрацию Шмидтовского моста уже составлена проектная документация. Требуется ремонт и сравнительно молодому мосту по улице Королева, построенному в 90–х годах прошлого столетия. Всего в городе на Днепре, по словам директора местного дорожно–мостового предприятия Сергея Маслова, 35 мостов.

irina_mendeleva@mail.ru

Советская Белоруссия № 199 (25081). Суббота, 15 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter