На фоне дела

В диалоге президентов Беларуси и России все явственнее выкристаллизовываются базовые основы дальнейшего развития интеграционного процесса.
Позавчера поздно вечером прилет из Сочи. Сразу из аэропорта — в редакцию — читать гранки своего репортажа о встрече президентов. Событие все же не рядовое и не хотелось что–либо упустить... А закончив работу, «прогулялся» по электронным страницам интернета. Отзывы журналистов о переговорах в большинстве своем объективные. Но некоторые навели на мысль, что авторы, откушав бесплатных бутербродов в баре пресс–центра, просто забыли, где были и что видели, а отслушать наново диктофонную запись было просто лень. Если после почти пятичасовых переговоров Александра Лукашенко и Владимира Путина журналист наиболее важным считает подробно рассказать читателю о поведении собаки российского Президента, значит, кризис жанра налицо... Ничего не имею против путинского любимца лабрадора Кони. Пес симпатичный и, судя по тому, как тщательно обнюхивал репортеров, хорошо обученный на поиск чего–то, что в присутствии охраняемого высокопоставленного лица иметь при себе нежелательно. Но при всей колоритности животного возводить его в ранг героя дня и глупо, и, пожалуй, непрофессионально.

Между тем вопросы, обсужденные президентами, даже сложно расставить по степени значимости. Они касаются разных сфер межгосударственных отношений, и каждый в своей играет весьма важную роль. Все вместе они сигнализируют о готовности руководства двух стран не только вести предметный диалог на интеграционную тематику, но и делать конкретные шаги навстречу друг другу. Что, собственно, подтверждено согласованием скорого срока проведения Высшего государственного Совета Союзного государства и предварительным определением его повестки дня.

Для всех присутствовавших на итоговой пресс–конференции в Бочаровом Ручье было абсолютно очевидно, что президенты работают на опережение, устраняя изначально малейшие поводы для недопонимания ситуации в наиболее значимых сферах. Энергетика долго использовалась в качестве катализатора накала страстей вокруг белорусско–российских отношений. Но субъекты хозяйствования двух стран сумели найти взаимоприемлемые варианты сотрудничества, получив в итоге их одобрение главами государств. Для Беларуси сохраняется нынешняя стоимость газа на будущий год, а наша страна берет на себя обязательства содействовать реализации планов «Газпрома» по развитию газотранспортной инфраструктуры в Беларуси. И это не политическая договоренность, а решение, продиктованное мотивами элементарной экономической целесообразности. Жаркое обсуждение прессой перспектив освоения альтернативных белорусскому путей поставки российского газа в Европу, мягко говоря, натянуто. Простая арифметика говорит, что даже реализация всех таких проектов позволит лишь перекачивать дополнительные объемы топлива в соответствии со стратегическими планами «Газпрома» по увеличению экспорта. А прежние транспортные мощности останутся не только востребованными, но и потребуют расширения. В чем, собственно, стороны и обнаружили взаимный интерес.

Очевидно, что и стремление к синхронизации действий двух стран в процессе вступления в ВТО продиктовано в первую очередь прагматичными соображениями. Между Беларусью и Россией нет границы, взаимный товарооборот растет значительно, и в этих реалиях разность условий торговых отношений двух стран с остальным миром неизбежно повлечет серьезные издержки. Надо признать, что Беларуси будет сложнее в одиночку отстаивать свои позиции перед ВТО. Здесь на память приходят недавние высказывания президента Украинской ассоциации качества Петра Калиты, прогнозирующего банкротство значительного количества украинских предприятий после вхождения Украины во Всемирную торговую организацию на навязываемых Киеву условиях... И рассуждения радикальных рыночников о том, что это неизбежный путь к оздоровлению экономики, в целом весьма схоластичны. Ведь период шока бьет в первую очередь по обычным людям. А шок этот может принять затяжной характер. В договоренностях же с Россией Беларусь получает поддержку для более комфортного вступления в ВТО, а Россия — гарантии, что не получит брешь в своих западных рубежах для хаотичного импорта, способного подорвать позиции национального производителя.

В диалоге президентов Беларуси и России все явственнее выкристаллизовываются базовые основы дальнейшего развития интеграционного процесса. Это экономическая целесообразность — с одной стороны, и социальная направленность — с другой. Поручение правительствам разработать документы, реально уравнивающие в правах граждан двух стран на всей территории союза, призвано еще раз подчеркнуть главную цель союза. И уже это лучшим образом убеждает в серьезности намерений. В противном случае просто незачем было бы загружать правительства объемной дополнительной работой, если бы изначально не было нацеленности на результат.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter