История фотографии известных белорусских художников Георгия и Натальи Поплавских

На фоне браславских пейзажей

Снимок, на котором Евгений Коктыш изобразил (я специально использовал слово «изобразил») чету известных белорусских художников Георгия и Наталью Поплавских, можно рассматривать очень долго, как будто это не фотография, а живопись. Он выстроен как классический постановочный портрет-картина. Женщина сидит в кресле-качалке, а мужчина стоит рядом, облокотясь на спинку плетеного кресла. 

Все было бы обычно и привычно. Подобных портретов много. Этот же выразителен и держит внимание какой-то особенной гармонией всего, что попало в кадр. Величественный, но спокойный пейзаж, деревья, трава, белые цветы, небо... А вот знаменитых Браславских озер, отражающих облака, на этом снимке нет. Их заменяют холмы и перелески, идущие плавными волнами справа налево. Они такие же знаковые, как и озера.

Фотограф смог вписать супругов-художников в окружающую природу так, что они стали ее частью. 

Снимок сделан в 1980 году на Браславщине. Там у четы Поплавских был хутор с перестроенным большим домом-мастерской, где они любили бывать, принимали гостей, куда возвращались каждый год, как птицы. Браславщина с ее озерами, холмами, соснами, дорогами, а главное — людьми, стала очень важной частью жизни художников. Они много, успешно и очень по-разному писали и рисовали неповторимый край. Каждый старался передать и донести до зрителей через рисунки и живопись свою любовь к этому удивительному кусочку земли.

Однажды в Минске, в мастерской, народный художник Беларуси Георгий Поплавский сказал, перебирая на столе рисунки: «Плыть бы сейчас на лодке или по берегу озера идти, на отражения смотреть, слушать, как камыш шумит, как волны плещут… Помнишь, Женя, как там хорошо было?!» Поплавский посмотрел в большое и высокое окно мастерской на белые облака, быстро летящие по сентябрьскому небу.

Евгений Коктыш сделал снимок, а я улыбнулся, вспоминая свою Браславщину: холмы, тропинки, озера, башни костела в Слободке…

Поначалу к Наталье Поплавской местные относились как к жене знаменитого бородатого художника, на чей хутор часто приезжают известные столичные люди: писатели, артисты, врачи, коллеги. Так продолжалось до тех пор, пока по телевизору не показали большой документальный фильм, рассказывающий о художниках Поплавских. 

На черно-белом снимке художников удивительно переданы взаимоотношения мужчины и женщины. Значительность, уважительное отношение и даже какое-то почтение друг к другу.

Да, вот еще что удивительно: фотография кажется цветной. Трава зеленой, горизонт синим, небо голубым… А ветер пахнет близкими озерами и цветами… 

ladzimir@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter