Для многих приезжих знакомство с Минском начинается с прогулки по проспекту Независимости – главной транспортной артерии города, которая за свою историю сменила более десяти названий, несколько раз увеличивалась в размерах, вошла в топ самых длинных улиц Европы и претендует на включение в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Вместе с кандидатом исторических наук председателем Белорусского общества экскурсоводов и гидов-переводчиков Сергеем Бусько мы прошли по центральной магистрали города и узнали любопытные факты, которых вы не найдете в учебниках.
Сергей Бусько весь проспект Независимости прошел за три часа
В объезд по проспекту
Отправной точкой нашей экскурсии стала площадь Независимости – именно в этом месте два столетия тому назад началась история проспекта. В XIX веке Минск – небольшой губернский город с центром в районе Верхнего города на Немиге, а территория напротив Красного костела была окраиной, начинает экскурс Сергей Бусько:– Эта дорога проектировалась как объездная, прототип современной МКАД. Она была широкой, ровной, чтобы военная техника могла по ней беспрепятственно передвигаться. Постепенно Минск расширялся, в середине XIX века появился железнодорожный узел и административный центр города начал сдвигаться от Немиги в сторону ж/д вокзала.
Внешний вид проспекта с тех пор значительно изменился. Чтобы это продемонстрировать, Сергей достает из рюкзака ноутбук и открывает подборку архивных фотографий:
– Сегодня проспект Независимости – это главная транспортная артерия города, еще в начале прошлого века эта дорога выглядела не так масштабно. Она была вдвое уже, на месте площади Независимости стояли жилые дома, а рядом с костелом Святых Симеона и Елены находился оживленный перекресток.
После Великой Отечественной войны власти решали, что делать с разрушенным городом: переносить или разгребать руины и строить на том же месте. Остановились на втором варианте, и уже к 1955 году участок проспекта от площади Независимости до площади Победы был отстроен заново.
Любопытный факт
Одно из немногих зданий, уцелевших на площади Независимости во время войны, – Дом Правительства. Его возвели в 1930-е годы. Экскаваторов, бульдозеров и башенных кранов в то время не было, поэтому объект строили вручную.
Вычурность VS минимализм
От Красного костела двигаемся вниз по проспекту, протяженность которого около 15 километров. В 1950-е годы власти не рассчитывали, что город разрастется до таких размеров, поясняет экскурсовод:
– Архитекторы задумали, чтобы проспект объединил пять площадей: Независимости, Октябрьскую, Победы, Якуба Коласа и Калинина – предполагалось, что в этом месте центральная магистраль Минска закончится.
Здание Главпочтамта – яркий пример сталинского ампира
Сергей останавливается напротив Главпочтамта и обращает внимание на внешний вид здания, появившегося в 1953 году:
– Это яркий пример сталинского ампира. Фасад симметричен, украшен большим количеством лепнины, маскаронами, арками, колоннами. Напротив этого пышного по архитектуре строения в 1960-х появился первый корпус гостиничного комплекса «Минск». Во время хрущевской оттепели началась борьба с излишествами, приветствовались минимализм и отсутствие сложного декора. Два этих объекта построены с разницей всего в десять лет, а выглядят будто из разных столетий.
Любопытный факт
Часы, установленные над входом в Главпочтамт, в народе называют «часами мира». По ним можно узнать время не только в Минске, но и в Сиднее, Берлине, Вашингтоне и других городах.
Не магазин, а дворец
Следующую остановку делаем возле ГУМа. Вы когда-нибудь замечали, что его колонны украшены сотнями мелких пшеничных колосьев? Это задумка советского архитектора Романа Гегарта, которого вдохновили итальянские коллеги, делится Сергей:
– В Италии на колоннадах часто можно увидеть грозди винограда или граната, Гегарт решил интерпретировать эту традицию на свой лад. Построенный в послевоенное время магазин казался для людей настоящим дворцом: повсюду были полированная древесина, мрамор, гранит, полы, покрытые паркетом. Кстати, перед открытием ГУМа в Минске продавцов отправили на стажировку к московским коллегам.
Колосья, которые украшают колонны ГУМа
Любопытный факт
С первого дня работы минского ГУМа всю галантерею покупателям заворачивали в папиросную бумагу. Этой традиции в магазине придерживаются и теперь, спустя почти 70 лет.
Ваше такси прибыло
Еще одно место, которое уцелело на проспекте в Великую Отечественную войну, – это Александровский сквер. Проходя мимо входа в «зеленую зону», Сергей рассказал несколько интересных фактов об этой локации:
– В 1911 году здесь появилась первая городская стоянка такси, в автопарке были даже «форды». Во время войны в сквере расстреливали партизан и подпольщиков. Если провести металлоискателем по деревьям, можно обнаружить множество пуль, оставшихся в стволах.
Еще одно место, которое уцелело на проспекте, – Александровский сквер
Любопытный факт
В 1950-е годы для озеленения проспекта в специальных кадках привозили липы. Выбор именно этого вида деревьев связан с тем, что Минск от немецко-фашистских захватчиков освободили в июле, а в переводе на белорусский язык название этого месяца звучит как «ліпень».
Пройти за три часа
Нам потребовалось полчаса, чтобы от начала проспекта дойти до монумента Победы. Сегодня площадь представляет собой овал, но 70 лет назад она была круглой. В этом месте заканчивается первая из трех условных частей проспекта, объясняет Сергей:
– Второй отрезок начинается от площади Победы и заканчивается у площади Калинина, а третий идет от площади Калинина до въезда в город со стороны Московского шоссе, там же, в районе военного городка в Уручье, проспект и заканчивается.
Сегодня площадь Победы представляет собой овал, но 70 лет назад она была круглой
Однажды Сергей задался целью пройти весь проспект Независимости от начала и до его конечной точки. Чтобы преодолеть 15-километровый маршрут, у историка ушло около трех часов:
– Во время такой прогулки можно проследить, как менялась архитектура города. В начале проспекта большинство зданий построены в стиле ампир: они симметричны, на фасаде множество украшений. На участке от площади Победы до парка Челюскинцев застройка более аскетична, дома внешне похожи на гостиницу «Минск». В районе станции метро «Московская» сложно найти высотные объекты, максимум – три этажа. Весь оставшийся участок дороги усеян типовыми домами. Поэтому если есть пара часов свободного времени и желание ближе узнать Минск, отправляйтесь в путешествие по проспекту Независимости.
Любопытный факт
На основаниях фонарей, установленных вдоль проспекта, изображены орнаменты слуцких поясов.
shestakevich@sb.by