Ростислав Кример об итогах XII Международного фестиваля Юрия Башмета

На этих концертах нужно бывать и рассказывать о них знакомым

Сегодня мой гость — основатель и художественный руководитель фестиваля Юрия Башмета, белорусский пианист и дирижер Ростислав Кример. Брестчанин, к 37 годам объездивший с гастролями больше 50 стран. Музыкант, выступающий на одной сцене с Максимом Венгеровым и Юрием Башметом. Личный друг многих выдающихся людей, благодаря которому Минск дважды посетил с концертами сам сэр Элтон Джон. Собеседник послов, президентов и принцесс.

ФОТО ЕВГЕНИЯ ЕВТЮХОВА

— Ростислав, недавно завершился XII Международный фестиваль Юрия Башмета. Довольны ли вы, как он прошел?

— Да, очень доволен. Я считаю, в плане качества мы смогли превзойти самих себя. Что ни год, мы ставим рекорды. Вы же помните, в прошлом году у нас не было ни одного проходного концерта. Все они были стопроцентно уникальными. В этом году мы смогли сделать еще больше, масштабнее, качественнее.

— Многие профессионалы высказывают мнение, что главное событие фестиваля — это авторский концерт Пендерецкого.

— Приезд великого мастера и моего большого друга в Минск с программой, где весь вечер звучит только его музыка, а маэстро сам дирижирует, несомненно, событие, которое навсегда останется в истории культуры нашей страны. С исторической точки зрения однозначно это наиважнейший проект, которым я ставил акцент в программе этого года. С другой стороны, каждый концерт фестиваля, если на него посмотреть внимательно, одинаково главный и поистине уникальный.

ФОТО СЕРГЕЯ ЛОЗЮКА

— Почему музыканты такого уровня выбирают Минск?

— Наверное, потому, что мы выдерживаем особую, дружескую нотку в общении с ними. Помните приезд Пендерецкого в 2013 году, когда исполнялось его Credo? Пендерецкий тогда приехал в качестве почетного гостя, дирижировал по моей просьбе одним небольшим произведением. И знаете, что интересно? Мне показали его ежедневник, в котором он собственной рукой зачеркнул чуть ли не Лондон и написал Минск. Переоценить такой дружеский жест невозможно. Аналогично происходит и с большинством великих солистов, которые у нас выступают. Это дружба и желание посетить нашу страну.

Но вернемся к великим композиторам. Вы только представьте: за 12 фестивалей благодаря нашим усилиям впервые в истории Беларуси нас посетила целая плеяда легендарных композиторов — София Губайдулина, Гия Канчели, Кшиштоф Пендерецкий, Валентин Сильвестров. О таких композиторах крупные фестивали — в том числе Зальцбургский и Верьбье — могут только мечтать! Причем все они пожилые люди, от 80 и старше. И эти живые классики благодаря нам побывали на белорусской земле, лично участвовали в репетициях и присутствовали в зале при исполнении своих сочинений. Это как если бы к нам в гости сегодня приехали Шостакович, Прокофьев, Чайковский... Пендерецкий, к примеру, дружил еще с Сальвадором Дали. Вдумайтесь — это целая эпоха!

Мы исполняли наиболее значительные произведения этих авторов, ставшие уже классикой во всем мире, а для Беларуси это были премьеры. Говорю это не для того, чтобы подчеркнуть свои заслуги, а чтобы вы поняли, насколько сильно прервалась связь между Беларусью и другими странами в плане современной музыки, какой у нас царил застой и как мало прилагалось усилий в этом направлении.

Но при этом мы ни на миг не забываем про белорусскую музыку. Каждый год заказываем белорусским композиторам крупные симфонические произведения и исполняем их на большой сцене. Это тоже была моя идея, и рад, что она была поддержана и уже превратилась в добрую традицию. С одной стороны, это дает возможность белорусскому композитору быть услышанным, а с другой — пополняет сокровищницу белорусского искусства новыми произведениями.

И в этой связи проект «4 измерения современного искусства Беларуси» и по уникальности, и качеству не уступил самым громким фестивальным событиям этого года. Я горжусь тем, что мы смогли придумать такой проект, который объединил лучших композиторов, художников, поэтов, актеров, музыкантов нашей страны, и создать чисто белорусский день такого качества на фестивале.

ФОТО СЕРГЕЯ ЛОЗЮКА

— В этом году впервые приехали Герингас и Володин, и Ксения Сидорова...

— С Алексеем Володиным мы тоже дружим. И я захотел представить его нашей публике хотя бы потому, что на тот момент здесь его никто не знал, а в мире он достаточно известный пианист.

Ксения Сидорова на днях получила престижную премию ECHO–Classic в номинации «Лучший инструменталист» за свой диск, изданный фирмой Deutsche Grammphon. А кто знал ее у нас до того, как она с фурором выступила в одном из наших фестивальных концертов?

Давид Герингас — известный во всем мире мэтр виолончели, лауреат конкурса Чайковского и многолетний член его жюри, профессор нескольких консерваторий, в том числе Московской и Петербургской, — впервые выступил на белорусской сцене именно на нашем фестивале.

Считаю, благодаря знакомству с такими блистательными артистами культурная жизнь стала ярче и богаче. Те, кто побывал на концертах и услышал их игру, в следующий раз уже будут точно знать, что их концерты пропускать нельзя, и расскажут об этом своим знакомым.

— Конечно же, публика вначале воспринимает незнакомых артистов немного настороженно, зато потом...

— Так бывает почти со всеми, кого мы в первый раз приглашаем. Так было с Луганским, Рахлиным, Крыловым. Сегодня в это сложно поверить, настолько эти музыканты популярны и любимы минчанами. И все потому, что, один раз услышав, их не забывают уже никогда.

И здесь я хотел бы от всего сердца поблагодарить наших дорогих слушателей. Спасибо за безоговорочное доверие к нам, к фестивалю и ко мне лично! За ваше понимание того, что не важно, какое имя, знаете ли вы его или нет, но мы гарантируем, как «Карнеги–холл», своим именем, знаком качества, если хотите, что на фестивале выступают только лучшие из лучших в мире, и это уникальные концерты, которые стоит послушать. Спасибо, что вы покупаете билеты на неизвестные вам, но действительно стоящие того имена. Мы обещаем, что и дальше будем столь же усердно работать, чтобы представлять только самое лучшее!

— Но как же тогда вам удается сводить концы с концами да еще бесплатно пускать в зал педагогов и студентов академии музыки? За что, кстати, они вам очень благодарны.

— Нас поддерживают Министерство культуры, Минский городской исполнительный комитет, компании МТС, «Белавиа», «Керамин», «Белэксимгарант», посольства Германии, Польши, Италии, Израиля, частный меценат Юрий Зиссер. Важнейший для нас информационный партнер — газета «СБ. Беларусь сегодня». Давайте скажем всем спасибо за поддержку, без нее фестиваль не мог бы состояться в таком масштабе и стать знаковым событием для белорусской культуры.

Слава богу, у форума становится все больше обеспеченных зрителей, которые за 12 лет поняли важность классической музыки. Благодаря тому, что они готовы платить за билет на хороший концерт столько же, сколько платит зритель на Западе, те, кто не имеет такой возможности, приходят бесплатно. Это тоже, если хотите, наша миссия. Студенты получают возможность услышать Рахлина, Венгерова, Башмета, Пендерецкого. А послушав, понимают, к чему нужно стремиться. Для них это жизненно необходимо.

— Я не спрашиваю вас о планах на следующий фестиваль...

— Они, конечно, есть, но мы традиционно держим их в секрете. Как всегда, надеемся, что следующий фестиваль будет лучше предыдущего. И для этого есть все возможности. Но на результат во многом влияют спонсоры, партнеры, от которых зависит бюджет следующего года.

Хотелось бы, конечно, чтобы в большие компании вернулось осознание социальной ответственности перед страной. Чтобы наши дети не болтались на улице, а приобщались к высокой культуре, росли духовно и интеллектуально. Говоря без ложной скромности, все, что делает фестиваль Башмета, — это некие эталонные зарубки, на которые весь год ориентируются другие. Потому что за 12 лет мы много чего делали первыми и каждый год делаем что–то такое, чего еще никогда не было в нашей стране. А потом уже остальные нас копируют. Если провести исследование, этот факт ясно и четко подтвердится.

— Вам не обидно?

— Ни капли! Плохое не будут копировать, копируют только самое лучшее. Пытаются в меру возможностей достигнуть тех же самых высот. Поэтому пусть копируют, пусть подражают — это только способствует росту. А мы на следующий год еще что–нибудь придумаем.

— Во время этого фестиваля сменился министр культуры. Вы почувствовали это на себе?

— Хорошо, что приходят новые активные люди. Когда каждые 4 — 5 лет меняется министр, в этом нет ничего сверхъестественного, нормальная ротация. Я благодарен за прошедший период сотрудничества с Министерством культуры и очень надеюсь, что в будущем это сотрудничество станет еще более масштабным и плодотворным. Министр культуры Юрий Павлович Бондарь посетил закрытие фестиваля. Мы провели подробную встречу по итогам фестиваля, нас заверили в дальнейшей поддержке, и мы наметили планы на будущее. Так что я благодарен и искренне надеюсь, что будет еще лучше, чем было.

КСТАТИ

Компания МТС традиционно выступает партнером XII Международного фестиваля Юрия Башмета. Известный мобильный оператор с воодушевлением поддерживает знаковые культурные события, благодаря чему почитатели классической музыки в Беларуси знакомятся с мастерами сцены высочайшего уровня и приобщаются к мировым музыкальным тенденциям. В том числе такое партнерство помогает делать первые шаги на творческом пути талантливым молодым исполнителям.

juliaandr@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter