На электромобиле не отстанем

Современные технологии неузнаваемо меняют мир. Президент подписал Указ «О стимулировании использования электромобилей». В нем предусмотрено множество льгот как для владельцев новомодной техники, так и для создателей электрозарядных комплексов. Эти меры логичны в свете растущих цен на бензин и будущего запуска собственной атомной станции. Кроме того, стимулирование спроса на электромобили и создание необходимой инфраструктуры — тренд во многих развитых странах.



Здесь как нельзя кстати вспомнить фразу, сказанную Президентом год назад: «Электрические автомобили — уже не будущее, а настоящее всей планеты. И нам тут отставать ни в коем случае нельзя». Действительно, плюсов у таких автомобилей, а также велосипедов, грузовиков и другой техники много. А на что замахиваются производители в ближайшей перспективе?

К слову, нас нельзя назвать слишком медленными. Если взглянуть на историю вопроса, первый ремонтный трамвайно-троллейбусный завод в Минске появился в 1973-м, в 1994-м сошел с конвейера первый собственный белорусский троллейбус, созданный на предприятии, ныне называемом ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш». В 2011-м создан первый гибридный автобус, а всего четыре года назад официально запустили в производство электробусы белорусского производства. Казалось бы, еще не все минчане привыкли к новинкам, а транспорт XXI века уже едет в регионы. Так, на днях Минский облисполком объявил о планах приобрести 110 электробусов: в Солигорск — 40, в Борисов и Молодечно — по 20, в Слуцк и Жодино — по 15. Области нужны электробусы с дальностью хода на одной зарядке не менее 250 километ­ров. Для малых городов хватит и 100—150 километров.

Правда, сложности с внедрением электротранспорта у нас, как это всегда бывает вначале, есть. Те, кто пробует пользоваться новыми авто, жалуются на недостаток «розеток». Но реакция и здесь оперативная. В частности, ПО «Белоруснефть» планирует в нынешнем году открыть 180 быстрых электрозарядных станций. Такие быстрые заправки позволяют пополнить запас хода на 35 километров за 7 минут.

И все же некоторые продолжают относиться скептически к перспективе замены привычных двигателей внутреннего сгорания на электрические. Да что мы, в той же Германии шли целые политические баталии сторонников электроэнергии и дизеля. Это можно понять, учитывая интересы крупных автоконцернов. И что в результате? В прошлом году впервые в истории европейского рынка электромобилей сменилась страна — лидер по продажам таких транспортных средств. На первое место поднялась именно ФРГ, в которой по итогам ноября 2019 года зарегистрировали 57 тысяч новых электрических машин против 56 тысяч в Норвегии. Кстати, некоторые эксперты оптимистично прогнозируют, что в Беларуси через 10 лет будет до 300 тысяч электрокаров.

Стало любопытно: как дела в других странах с электротракторами? Оказалось, еще в 2017 году та же Германия представляла опытную модель с такой концепцией, позже подтянулись швейцарцы. Японцы в начале нынешнего года представили прототип беспилотного сельхозтрактора. Назвали его X-Tractor. Суть разработки: помочь пожилым фермерам, которых в Стране восходящего солнца все больше. Специальная правительственная программа предполагает постепенную замену уходящих на пенсию людей, занятых в сельском хозяйстве, роботами 20 разных типов. Что ж, будущее постепенно наступает. Несмотря на консервативность аграрной отрасли, возможно, и в ней есть перспективы для техники, зависящей от своего электричества, а не чужой нефти.

yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter