На экологию наложен гипс. Специалисты озадачены “неуязвимостью” отходов химзавода, десятки миллионов тонн которых загрязняют окрестности Гомеля.

Сегодня эффективное ведение сельского хозяйства невозможно без внесения в почву повышающих ее плодородие добавок. Причем почвоулучшающие мероприятия должны быть экологически безопасными. ОАО “Гомельский химический завод” — монопольный производитель фосфорных удобрений на территории Беларуси. Однако его нельзя назвать экологически безопасным.

Сегодня эффективное ведение сельского хозяйства невозможно без внесения в почву повышающих ее плодородие добавок. Причем почвоулучшающие мероприятия должны быть экологически безопасными. ОАО “Гомельский химический завод” — монопольный производитель фосфорных удобрений на территории Беларуси. Однако его нельзя назвать экологически безопасным.

Опасность белого порошка

В мире отсутствуют технологии, позволяющие эффективно перерабатывать крупнотоннажные отходы подобных предприятий. Сегодня около четверти территории завода занимает гигантский террикон — полигон отходов. Скопившиеся за годы производства около 20 миллионов тонн фосфогипса — отходов производства фосфорных удобрений — не дают покоя экологам. Ведь белый и чистый на первый взгляд порошок гипса под воздействием осадков очень сильно минерализует почву в округе, неумолимо подбираясь к грунтовым водам и внося “добавки” в их состав.
Для решения вопросов утилизации фосфогипса, а еще лучше — использования его с пользой для народного хозяйства была создана специальная рабочая группа по вопросам переработки крупнотоннажных отходов, в состав которой вошли представители Минприроды, Минздрава, НАН Беларуси, концерна “Белнефтехим”, Минжилкомхоза и других органов госуправления.

Видит око, да зуб неймет

По большому счету, ни одна страна в мире до наших дней так и не предложила сколько-нибудь эффективный способ переработки крупнотоннажных отходов. Повсюду фосфогипс либо складируют под открытым небом в гигантские терриконы, либо (если позволяет географическое положение) сгружают его в моря и океаны.

Всего же в мире перерабатывается не более 3 процентов фосфогипса. Нельзя сказать, что Беларусь оказалась “впереди планеты всей”, но все же решением проблемы утилизации фосфогипса здесь в последнее время занялись вплотную.
По словам главного инженера Гомельского химического завода Дмитрия Чернякова, выступавшего на выездном заседании рабочей группы, на заводе технологиям переработки отходов уделяют особое внимание.
Основных направлений использования фосфогипса в мире не так уж и много. Самая перспективная возможность избавиться от “продукта жизнедеятельности” химического завода — использовать фосфогипс в цементной промышленности.

Попытка может оказаться пыткой

Реализация технологий в строительном направлении упирается в ряд сложностей. Высокая энергоемкость производства и низкое качество получаемой продукции из фосфогипса  делают его переработку экономически невыгодной.
По словам Дмитрия Чернякова, со времени открытия завода — 1977 год — было разработано 29 технологий переработки фосфогипса, но все оказались неэффективными.
Сегодня попытки переработать крупнотоннажные отходы не прекращаются: на предприятии налажен выпуск аммонизированных суперфосфатов, в результате чего за прошлый год пресловутый террикон “недосчитался “ 150 тысяч тонн гипса. Фосфогипс используется при производстве комплексной кормовой добавки — еще минус 660 тонн отходов за прошлый год. 

Сдержать минерализацию!

— В Беларуси наращиваются темпы и объемы строительства. Цементные пред-
приятия планируют использовать в своем производстве около 450 тысяч тонн природного гипса. Это — наша потенциальная ниша, заняв которую мы сможем уменьшить выброс фосфогипса в отвалы. Остается только достигнуть необходимых параметров его производства. Для этого на химзаводе к 2014 году завершится модернизация, позволяющая производить полугидратное сырье, более качественное и удобное в дальнейшей обработке, — подвел итог Дмитрий Черняков.
А пока  прилагаются все усилия для того, чтобы “сдержать” фосфогипс и минимизировать его вредное воздействие на почву и грунтовые воды. На заводе ведется локальный мониторинг подземных вод, к которому активно подключаются и подведомственные структуры Минприроды — создана сеть наблюдательных скважин как на загрязненной территории, так и за ее пределами.
Кроме того, для минимизации угрозы загрязнения грунтовых вод на заводе установлены четыре эксплуатационные скважины, в дальнейшем планируется оборудовать еще шесть.
Во время подведения итогов выездного заседания рабочей группы заместитель министра природных ресурсов Виталий Кулик подчеркнул:
— Учитывая негативное влияние крупнотоннажных отходов на окружающую среду, неудивительно, что именно Минприроды занимает активную позицию по решению этой задачи в стране. Сегодня в мире не существует технологий, позволяющих избавиться от фосфогипса. Решением правительства к разработке новых технологий по переработке фосфогипса и других крупнотоннажных отходов (отходов “Беларуськалия”) подключены и наши ученые Академии наук. Мы надеемся, что совместная работа решит не только одну из основных экологических проблем в стране, но и позволит использовать крупнотоннажные отходы в различных отраслях народного хозяйства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter