В этом году в стране должно появиться 135 000 квадратных метров жилья, отапливаемого с помощью электричества

На добрый ток

Несколько десятилетий назад сложно было представить себе жилье, которое будет полностью функционировать от розетки. Сегодня электродомами, где отопление и горячее водоснабжение завязаны на электричестве, в мире никого не удивить. В нашей стране такого жилья пока не очень много. Однако ставка на него делается серьезная, тем более с учетом ожидаемого скоро ввода в эксплуатацию Белорусской атомной электростанции. В прошлом году ученые разработали три схемы для проектировщиков и строителей электродомов. В их плюсах и минусах, а также в перспективах строительства энергоэффективного жилья в стране мы разбирались во время круглого стола.

Участие в дискуссии приняли начальник главного управления градостроительства, проектной, научно-технической и инновационной политики Минстройархитектуры Ольга Верамей и начальник НИИЦ «Отраслевая лаборатория инновационных и энергоэффективных технологий в строительстве» Института жилища — НИПТИС имени Атаева С.С. Сергей Терехов.


Ольга Верамей

Сергей Терехов

Новый опыт

«Р»: В нашей стране опыт строительства жилья на электричестве пусть и небольшой, но все же имеется. Первый дом появился в Лиозно в 2018-м. В прошлом году в Барановичах построили экспериментальную высотку. Ведется строительство трехэтажного дома в Могилеве, возводится дом в агрогородке Тулово Витебской области и в Барановичах. Как можно охарактеризовать ситуацию?

О. ВЕРАМЕЙ: В целом в стране в этом году запланировано ввести в эксплуатацию 4 млн квадратных метров жилья. Лидером по строительству станет Минская область. В том числе в каждой области и столице развернется строительство многоквартирных домов, где электроэнергия используется для целей отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи. Планируется возвести  135 тыс. квадратных метров такого жилья. Из них в Минской области — 37,8 тыс. квадратных метров, в Брестской — 22 тыс., в Минске — 21,3 тыс., в Гомельской области — 16,3 тыс., Гродненской — 14 тыс., Могилевской — 12,3 тыс., Витебской — 11,3 тыс. квадратных метров.

 Первый опыт электродомов в Барановичах тоже выявил первые проблемы.
Нужно их вовремя решать. И важно урегулировать тарифы.


«Р»: Как идет мониторинг пилотных зданий?

О. ВЕРАМЕЙ: Мониторингом занимается ГП «Институт жилища — НИПТИС имени Атаева С.С.». Оценка выполняется для последующего усовершенствования законодательства. Так, в прошлом году в соответствии с договором на выполнение научно-исследовательской работы провели исследования и подготовили предложения для внесения изменений в отдельные технические нормативные правовые акты, включая технические кодексы установившейся практики (ТКП) и пособия к ТКП. В настоящее время все эти документы находятся на рассмотрении в Минстройархитектуры и РУП «Стройтехнорм». Как только их рассмотрят, согласуют и утвердят, проектировщики смогут более широко применять предлагаемые проектные решения, упростится разработка проектов для жилья такого типа. Сейчас есть схемы типовых проектных решений для возможного оборудования жилых домов, но нормативные требования к ним еще не утверждены. Для каждого дома такие требования устанавливаются индивидуально.

Строить, но не везде

«Р»: Ранее заявлялось, что в планах на нынешний год — около 20 домов во всех областях страны и в Минске. Насколько это реально?

О. ВЕРАМЕЙ: Вполне. Эта работа ведется, начинается проектирование домов. Ожидаем, что 14 таких домов появится на Брестчине. Решение о количестве возводимого жилья принимают местные власти. Другое дело, что такие схемы в первую очередь применяются там, где не развиты системы обеспечения теплом. То есть нет тепломагистрали и, соответственно, возможности подключения к ней. В любом случае прежде чем принимается решение о строительстве дома, где для целей отопления и горячего водоснабжения применяется электроэнергия, рассматривается очень много аспектов. Изучаются технические возможности и условия, чтобы определить экономическую целесообразность подключения к тем или иным инженерным сетям с учетом затрат на их строительство, наличия мощностей, стоимости оборудования и других параметров.

Электрический емкостной водонагреватель работает в автоматическом режиме.
Кроме того, Минстройархитектуры разрабатывает методику, позволяющую при выполнении проектной документации оценивать затраты в течение всего жизненного цикла зданий. То есть не только стоимость капитальных затрат по проекту, но и стоимость будущей эксплуатации и последующей утилизации здания. Пока этот вопрос находится в стадии проработки. Запланировано проведение научного исследования по этой теме. По одному из объектов проводится исследовательская работа с оценкой параметров на стадии проектирования и строительства. Весь жизненный цикл, включая затраты при эксплуатации, пока не изучен, поскольку объект строится. Его можно будет оценить лишь после ввода здания в эксплуатацию. Предстоит оценить последующие затраты на эксплуатацию, ремонт и утилизацию. Все это необходимо просчитать, превратить в математическую модель, компьютерную программу, которая позволит получить ответ на вопрос, какой объект строительства предпочтителен на той или иной территории, учитывая экономическую составляющую за весь период жизни здания.

С. ТЕРЕХОВ: Следует понимать, что не в любой местности возможно строительство электродомов: во многих регионах уже разработаны комплексные планы по строительству теплосетей, в некоторых выделены средства на их строительство. Соответственно, электродом в таком месте не построишь. Я помню, когда 5— 6 лет назад планировали построить в Минске дом с тепловым насосом. Не смогли найти подходящей площадки, такой, чтобы рядом не было теплосетей…

В 2009 году, когда была разработана комплексная программа по строительству энергоэффективного жилья, мы собирали сведения по исполкомам, вели и обрабатывали статистику. По такому же принципу нужно поступить и с электродомами: будем запрашивать информацию на местах, анализировать, по какой схеме построен дом, сколько это стоит, как эксплуатируется, какие проблемы возникают.

Индивидуальное отопление имеет массу преимуществ.
Фото Бориса НОВОГРАНА

«Р»: Говорят, у электрожилья есть преимущества в первую очередь в плане комфорта. Так ли это?

О. ВЕРАМЕЙ: У каждого свое ощущение комфортной температуры. И оно не всегда совпадает с принятым гигиеническим нормативом. Такое жилье прежде всего дает комфорт в части регулирования подачи тепла. То есть его можно, в принципе, отключить, если в нем нет необходимости, или отрегулировать до комфортных параметров.

Первые выводы

«Р»: Расскажите подробнее о белорусском опыте в электродомостроительстве.

С. ТЕРЕХОВ: Электродомами Институт жилища — НИПТИС имени Атаева С.С. занимается с 2014 года. К нам обратилась Академия наук, и мы начали вести совместные проработки, чтобы понимать ту область, где потенциально возможно будет применить электроэнергию БелАЭС. Перед нами ставилась задача: создать здания, которые бы обладали эксплуатационной устойчивостью. Но и к 2014 году уже имелись определенные наработки по этой теме: если в разработке не электрических, то по крайней мере псевдоэлектрических домов. В 2007 году сдан в эксплуатацию первый энергоэффективный дом. Это была не только лаборатория для отработки новых технологий в строительстве, но и проект для понимания собственных сил. Например, мы поняли, что можем строить теплые ограждающие конструкции даже в формате крупнопанельного домостроения, что наши заводы могут делать теплые окна. Спустя два года эксплуатации здания были внесены предложения по изменению некоторых строительных норм, и Минстройархитектуры их утвердило, было поднято требование о сопротивлении теплопередачи по стенам, окнам — это был хороший опыт. Но в то же время в том здании появились инженерные системы — установки поквартирной вентиляции и рекуперации тепла, которые потребляют электроэнергию.

К 2014 году, когда встала задача по разработке электрожилья, у ученых уже были определенные наработки. Если не по электрическим, то по «псевдоэлектрическим» домам.

То есть те здания в своем энергобалансе уже имели повышенную долю электроэнергии по сравнению с привычными нам домами. И опыт их эксплуатации многое показал. Таких зданий в рамках комплексной программы построили больше десятка. Как только начали расширяться тарифные ножницы на электроэнергию и отопление, люди просто эти системы стали отключать. Им стало невыгодно. И это был первый сигнал: как только тарифы перестают быть выгодными потребителю, даже самые экологичные системы будут выключаться. В 2014 году была создана межведомственная комиссия, которая должна была разработать для такого жилья отдельные стимулирующие тарифы на электроэнергию. Но, к сожалению, вопрос решен так и не был.

«Р»: Следующий опыт — когда по программе ПРООН были сданы в эксплуатацию энергосберегающие дома второго поколения: Минске, Гродно и Могилеве. Удалось ли применить полученный предыдущий опыт?

С. ТЕРЕХОВ: Тогда мы уже заранее предвидели, что повышение тарифов на электричество может быть сдерживающим фактором в эксплуатации этих зданий. И вот уже на стадии разработки (например, гродненский дом можно в принципе назвать пассивным — там расчетное потребление энергии не превышает показатели такого жилья в Германии) мы понимали, что во время эксплуатации жильцы также могут пользоваться не всеми благами и техническими новинками дома. Тогда для компенсации энергии, которую потребляют тепловые насосы, мы спроектировали фотоэлектрическую станцию, которая практически в полном объеме могла бы покрывать затраты на необходимую энергию. Не хватало для покрытия на 100 процентов совсем немного. И жители должны были доплатить. Но не доплатили. Что в итоге? Тепловые насосы были отключены. А энергия солнца идет на нужды товарищества. Наша задача из этого опыта сделать выводы и не допускать таких организационных случаев.

В электродоме в Барановичах для каждой квартиры предусмотрено по два электросчетчика.
Люди, какими бы экологически сознательными ни были, не готовы переплачивать. Первый опыт электродомов в Барановичах тоже выявил первые проблемы. Нужно их вовремя решать. И важно урегулировать тарифы. Сегодня мы получаем много писем от граждан. Они спрашивают, насколько меньше тепловой энергии будет потреблять дом на электричестве, чем обычное жилье. Да нисколько. Не важно, откуда берется тепло, — с тепломагистрали или из розетки, значения не имеет. Теплопотребление зданий, построенных по одним нормативам, одно и то же. А сколько ты платишь, будет зависеть от тарифной политики.

С «Белэнерго» было отработано три схемы: с домовой электрокотельной, с поквартирными электрокотлами, с конвекторами. Дело в том, что они имеют разную степень эксплуатационной устойчивости. Самая последняя схема самая дешевая. Первая — самая дорогая. Но речь идет о стоимости на момент строительства. А вот когда мы говорим о жизненном цикле, ситуация меняется. Ведь никто не знает, что будет завтра. Здание, которое мы строим на многие десятки лет, должно быть устойчиво и по конструктивным решениям, и по энергоносителям. И здесь самая устойчивая схема — дом с электрокотельной. Этот вариант предполагает гибкую систему. Есть электричество — пользуемся им, нет — используем газ, местные виды топлива. Инженерная система в квартирах не меняется, здание функционирует в обычном режиме. Но вопрос цены может стать определяющим, поскольку гораздо проще поместить в каждой квартире конвектор. Но если электричество существенно подорожает или вновь появится запрет на его использование на цели нагрева, такому дому грозит реконструкция.

Какое тепло лучше

«Р»: Что говорит международный опыт в части возведения электродомов?

С. ТЕРЕХОВ: Например, в Швеции и Финляндии ранее отдавали предпочтение жилью с электроконвекторами. Такое жилье долгое время хорошо внедрялось, но потом появилась европейская директива по энергоэффективности зданий, и подобное строительство просто свернули. Сегодня они переходят на схемы с электрокотлами: причем там этот котел стоит практически на виду, и никого это не смущает. По нашему нормативу мы выносим котлы из жилых помещений. Но это не значит, что мы должны копировать весь зарубежный опыт.

«Р»: А какой вариант из трех типовых решений, разработанных НИПТИС для такого жилья, наиболее экономически выгоден с точки зрения строительства и с позиции потребителя?

С. ТЕРЕХОВ: Здесь получается очень интересная ситуация: та схема, в которой предусмотрено наличие электрокотла, подразумевает наличие большой аккумулирующей емкости. Ее можно нагревать, когда действуют минимальные тарифы, а днем эту энергию расходовать. Как поясняло Минэнерго, жильцы таких зданий оплатят теплоэнергию, которую получают из этой «бочки», по теплосчетчикам. При этом разницу между тарифом на тепло и электричество будет получать эксплуатирующая организация. По большому счету, гражданам, которые строят дом, где предусмотрены эти большие емкости, относить стоимость на свой квадратный метр смысла нет. Получается, у самых хороших и устойчивых эксплуатационных схем есть ряд узких моментов, которые необходимо отрегулировать на законодательном уровне.

Пока оплата в электродомах выше, чем в обычных, и сейчас для жильцов самая выгодная схема — брать тепловую энергию с электрокотельной и платить за гигакалории тепловой энергии по действующим тарифам.

Кому-то комфортно при +20, а кому-то нужны +24–25. Электрокотел позволяет устанавливать нужную температуру в любое время года.

Опять же нужно думать и о будущем: каркас дома может простоять и сто лет, в нем еще будут жить наши внуки или правнуки. Сегодня мы уже планируем наращивать инженерную систему здания под перспективные системы и оборудование: допустим, нет у вас возможности поставить систему рекуперации, но в здании проектировщики уже предусмотрели закладные изделия (для навески оборудования рекуперации), подвели электричество (для включения приборов). Как только человек захотел, он без проблем может оборудовать поквартирную систему и дышать свежим воздухом, то есть повысить комфортность жилья и снизить энергопотребление здания в целом. Такие концептуальные решения мы уже пробуем закладывать в проекты. В частности, попытаемся применить указанный подход при проектировании дома в Барановичах.

Кроме прямого энергопотребления, есть еще классификация зданий по удельному расходу энергии. Сейчас разрабатываются строительные нормы, где уже появляется показатель зданий по удельному потреблению энергии на горячее водоснабжение. В перспективе появится и определенная маркировка домов, понятная для жильцов, например класса А+.

О. ВЕРАМЕЙ: Нельзя не отметить тот факт, что для проживания в квартире в доме класса А+, перед тем как заселиться и начать эксплуатацию, необходимо изучить эксплуатационный паспорт, чтобы знать, как ее и приборы в ней эксплуатировать. Не зря сейчас в нормативной документации есть эксплуатационный паспорт, в котором прописаны все показатели: условно говоря, что можно делать в своей квартире, а чего нельзя, какие показатели по нагрузкам на сети, как выставлять температуру теплоносителя или пользоваться прибором, как правильно расставить мебель. Было бы неплохо, если бы жильцы его читали. Эти документы именно для них и составляются.

Обратная связь

«Р»: Есть ли сегодня какая-то обратная связь с жильцами и насколько люди готовы жить в домах новой формации?

Разводка электроэнергии в электродоме может быть поквартирной.
С. ТЕРЕХОВ: Когда вводилось первое поколение энергоэффективных домов, мы проводили анкетирование среди жильцов. Обратный отклик получили примерно от 70 процентов проживающих. Это помогло получить ответы на интересовавшие нас вопросы и сделать определенные выводы. Обратная связь всегда должна быть. При этом наша задача — сделать так, чтобы все технически работало на необходимом уровне безопасности и определенном уровне комфортности. Одновременно мы стараемся обеспечить рациональное расходование электроэнергии путем применения определенных технических решений.

О. ВЕРАМЕЙ: Безусловно, мы будем детально исследовать и обобщать данные по электродомам. Пока прошло не так много времени, чтобы делать какие-то определенные выводы.

«Р»: Вы уже упоминали понятие безопасности. А если вдруг возникнет чрезвычайная ситуация, в результате которой электродом окажется полностью отрезан от электричества?

С. ТЕРЕХОВ: Когда мы разрабатывали нормативную документацию, то согласовывали этот вопрос с Минэнерго. Есть такие понятия — категория надежности по электроснабжению, теплоснабжению. Мы пытались сделать так, чтобы электродома находились примерно в одинаковых условиях по категорийности. То есть если пропал теплоноситель, дом за время выполнения ремонтных работ не остынет.

«Р»: Если резюмировать наш разговор, «жилье на электричестве» — это…

О. ВЕРАМЕЙ: …жилье перспективное. Постепенно мы будем переходить на отопление электричеством, на энергоэффективные дома — такие, которые относятся к категории А++. Будем к этому стремиться, чтобы сократить эксплуатационные затраты и увеличить жизненный цикл здания в целом. Это не только наш комфорт, но и будущих поколений.

arteaga@sb.by,

konoga@sb.by   
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter